Психология социальных сетей. Почему мы не можем без них жить?

В этой статье вы узнаете все о психологии социальных сетей и как получить от нее максимум выгоды для своего бизнеса.

Согласно исследованиям, наша привязанность к социальным сетям – вполне реальная вещь, виной чему два вещества, вырабатываемые мозгом. Это допамин и окситоцин. 

Допамин отвечает за чувство удовольствия. Он пробуждает желание: мы хотим удовольствий и отправляемся на их поиски. Вслед за допамином на арене удовольствий появляется окситоцин. В реальной жизни он отвечает за получение удовольствия от общения. В социальных же сетях оно трансформируется в желание ставить лайки, писать твиты, комменты.

Всего за 10 минут переписки уровень окситоцина может подняться на 10-15%. Похожий всплеск гормонов испытывают, например, молодожены.

Общее между допамином, окситоцином и социальными сетями одно — перед ними невозможно устоять.

Какие психологические триггеры стоят за каждым действием?

Публикации

Мы все любим говорить о себе. Это до 30-40% речи обычного человека. А в интернете эти цифры увеличиваются до 80%! С глазу на глаз говорить сложнее: нет времени обдумать слова, приходится придумывать на ходу, мешает вечно перебивающий собеседник.

В сети нас никто не ограничивает, мы можем позиционировать себя как угодно. Психологи называют этот феномен «самопрезентация». Обратите внимание на Facebook: страница о себе призвана повышать самооценку. 

Психология социальных сетей в повышении самооценки

Хороший маркетолог знает, что самопрезентацию и самооценку можно повысить с помощью вещей. Поэтому пользователи соцсетей так любят хвастаться покупками. 

Почему мы делимся публикациями?

До 68% людей делают это, чтобы показать, какие они хорошие или интересные. До 78% считают, что репосты помогают поддерживать отношения с внешним миром.

Отсюда вывод: необязательно создавать контент для всех. Достаточно угодить какой-то части аудитории, а дальнейшую работу по распространению она сделает за вас.

Как сделать так, чтобы записями делились? Придумать что-то очень интересное. Исследования показывают, что самые интересные мысли — те, что ставят под сомнение картину мира человека. Как в примере с пресловутым сине-золотым платьем: планета сошлась в жестких спорах, количество репостов зашкаливало.

Психология социальных сетей в огромном количестве споров

Почему мы ставим лайки?

До 44% пользователей Фейсбука хотя бы раз в день лайкают публикации друзей, 29% - несколько раз в день. Мы делаем это, потому что дорожим отношениями и хотим получить ответный лайк. То же самое происходит в Instagram: вы лайкаете, вас лайкают. И так до бесконечности. 

Почему мы комментируем?

Маркетологи традиционно считают, что диалог с пользователем имеет огромное значение. Вовлечение — вот на чем базируются долгосрочные отношения. Но — сюрприз! — не все клиенты и пользователи так считают. Значительная часть убеждена, что гораздо важнее иметь общие ценности с брендом, чем постоянно трепаться.

При всем этом на восприятие человека влияет мнение общества, поэтому нам так важно делиться контентом. До 85% людей считают, что чужое мнение позволяет им составить собственное.

Феномены

Феномены социальных сетей

Исторически портрет могли себе позволить только богатые и знаменитые. Это был статусный акт самовыражения и самолюбования. Сегодня автопортрет или селфи — способ узнать себя через восприятие нас другими людьми. Селфи всех раздражают, но это работает — чужие лица привлекательнее всего остального.

В Instagram изображения людей привлекают лайки на 38% чаще и собирают на 32% больше комментариев. Тепловые карты показывают, что неосознанно мы смотрим в глаза людям на фотографиях. 

Эмодзи

Мы редко обращаем внимание, насколько изменчива и подвижна наша мимика. В интернете вместо мимики работают эмодзи и смайлики. До шести миллионов смайликов земляне отправляют ежедневно.

Самые популярные твиты всегда содержат смайлики или эмодзи. Про онлайн-чаты и говорить не приходится — в них без картинок с улыбающимися или грустными рожицами никуда. Поклонник сетевых эмоций воспринимается как открытый и общительный человек.

Некоторые знаменитые компании создали собственные эмодзи. Например, Ikea:

Эмодзи в социальных сетях на примере Ikea

Ностальгия

Ностальгия в социальных сетях — раздолье для маркетологов. Ностальгия связывает целые поколения. Как вы думаете, сколько лайков соберет публикация, подобная этой?

Ностальгия в социальных сетях

Более 20 000 (!).

Ностальгия объединяет, связывает людей, дарит чувство плеча, словно говоря: «Эй, ты не одинок. Тысячи людей думают как ты, испытывают похожие эмоции». Эти чувства влияют и на желание расстаться с деньгами. Если напомнить человеку о чем-то хорошем из его прошлого, расстаться с деньгами ему будет легче. 

Чем старше целевая аудитория, тем трепетнее она относится к прошлому. К примеру, этот пост наверняка вызовет слезу ностальгии у многих пользователей:

Пример использования ностальгии в соц.сетях

Использовать ностальгию в маркетинговых целях легко. Достаточно знать, в каком временном периоде «залипла» ваша аудитория. 

Как видите, все просто: психология социальных сетей основана на очень близких каждому человеку вещах. 1 000 000 лайков и высоких вам продаж!