Этот материал для тех, кто играет на уровне Hard: работает без договора, не открывает ИП или ООО, получает деньги от клиентов на карту Сбербанка.
Но это не единственная проблема. Проблема в том, что даже после выполнения заказа (а иногда и в течение) клиент может остаться недовольным.
Хорошо, если это недовольство найдёт выражение в негативном отзыве (после которого вы сольёте несколько заказов и даже не узнаете об этом). Плохо — если клиент потребует вернуть деньги. И в том и в другом случае вы сработаете в минус.
И возврат денег — не самое трагичное, что может произойти в этой ситуации. Обращение в прокуратуру, иск в суд или угроза поместить ржавую вилку в вашу пятую точку — лишь часть блюд в меню недовольного клиента (все блюда проверены на себе, кроме вилки — обещания были, но до дела, к счастью, не дошло).
Если не хотите искать приключений на свой зад, вот несколько советов.
ССовет #1 — не оказываете услуги как физ. лицо
Потратьте 40 минут и откройте ИП. Потратьте 15 минут и откройте расчётный счёт в банке. Госпошлина за открытие ИП — 800 рублей. Открыть р/с— можно бесплатно (зависит от предложения, которое вы выберете). И то и другое можно сделать онлайн.
Если вы оказываете услуги как ИП или ООО, вы несёте меньше рисков. Договоры с вами имеют больший вес. Судебные и любые другие разбирательства с вами становятся более сложными.
ССовет #2 —работайте только по договору
Договор — это не прихоть заказчика. Договор — это ваша защита.
Даже если вы работаете с друзьями и знакомыми — вам всё равно необходим договор. Пропишите ваши обязанности, пропишите обязанности клиента, сроки исполнения заказа и порядок оплаты. Если этот документ подписан, он имеет юридическую силу. Он защитит вас от всего того, чего в нём не прописано.
ССовет #3 — возьмите на вооружение договор абонентского обслуживания
Если вы читаете эти строки, то наверняка у вас есть выход в интернет. Выход в интернет вам предоставляет провайдер, которому вы платите фиксированную сумму каждый месяц.
Вы платите условные 500 рублей и получаете доступ к абонентскому сервису провайдера. Вы можете пользоваться интернетом 1 час, можете — 3 дня или целый месяц дни на пролёт. Провайдера это не волнует — он получает деньги за то, предоставляет вам доступ к сервису.
То же самое вы можете предлагать своим клиентам — доступ к обслуживанию в течение какого-либо периода, скажем, месяца.
Заказчик, то есть Абонент, платит условные 15 000 рублей в месяц, за доступ к сервису, который вы ему оказываете.
Вас не волнует — воспользовался он этим сервисом или нет. Вы предоставили доступ, значит выполнили свою часть сделки.
Всё. С вас взятки гладки.
ССовет #4 — актируйте каждый этап работ
Допустим, вы разрабатываете оформление для групп в ВК (если нет — интерпретируйте на себя), разложите исполнение заказа на отдельные этапы, пропишите эти этапы в договоре, подписывайте с клиентом акт выполненных работ после выполнения каждого этапа.
Разработали прототип оформления, утвердили его с заказчиком, подписали акт выполненных работ. Разработали дизайн оформления, утвердили его с заказчиком, подписали акт выполненных работ. Сверстали оформление, утвердили с заказчиком, подписали акт выполненных работ. Протестировали оформление на разных устройствах, приложениях, браузерах, утвердили с заказчиком, подписали акт выполненных работ.
Если вдруг заказчик стал недовольным, скажем на 3-м этапе, и попросил вернуть деньги, вы уверенно возвращаете ему 50% от стоимости заказа, так как уже выполнили ровно половину работы, то есть первые два этапа, и он — заказчик, подписал акты выполненных работ.
Изучить сервис YAGLA