Хроника Whoosh: как компании удалось завоевать лидерство в сфере кикшеринга и выйти на миллиарды дохода
Привет! С вами команда корпоративного мессенджера Compass.

В этой статье расскажем об истории Whoosh — платформы, сделавшей электросамокаты популярным видом транспорта в РФ и обеспечившей своим основателям статус мультимиллиардеров. Проследим путь организации от гаражного стартапа до транснациональной структуры с ценными бумагами на Московской бирже.
Истоки создания
Инициатива создать сервис проката электросамокатов в России принадлежит Дмитрию Чуйко — когда он возглавлял инновационные направления в холдинге S7. В начале 2018 года, во время командировки в Сан‐Франциско, он обратил внимание на Bird — американский сервис, дающий возможность арендовать электросамокаты через приложение. Менее чем за год этот оператор собрал $415 миллионов вложений и получил оценку около $2 млрд.

Вернувшись на родину, Дмитрий разработал план развития бизнеса. Он оценил, что для старта с парком в 50 электросамокатов потребуется около полумиллиона долларов. Идея показалась слишком привлекательной, чтобы не приступить к реализации. Сооснователями стали три коллеги:
- Егор Баяндин — замгенерального S7 Travel Retail;
- Олег Журавлев — руководитель IT‐интеграции в S7;
- Сергей Лаврентьев — президент экскурсионной компании City Sightseeing Russia, ранее сотрудничавший с S7.
Подготовка к выходу на рынок
Учредители соединяли развитие проекта с основной работой. На старт они приобрели модели Xiaomi Mijia M365, затем запустили разработку программной платформы и модуля интернета вещей — для связи техники с мобильным сервисом. Инженеры работали над IoT‐компонентом, а Егор отвечал за подготовку сервиса и интерфейса для пользователей.
Перенос дебюта и конкуренция
Первоначально планировалось испытание в летний сезон 2018 года. Однако комбинация проблем с соединением модулей и задержек в тестировании привела к тому, что запуск был отложен. Как отметил Дмитрий Чуйко: «Модули периодически не ловили сеть, иногда не давали активировать средство передвижения. Старт в том виде мог стать провальным».
В это время свои решения уже представляли конкуренты:
- «Делисамокат» — со смешанным форматом проката: были точки выдачи в столичных районах, а промоутеры вручную выдавали устройства, хотя бронирование происходило через приложение. Клиенты жаловались: регистрацию было трудно пройти, ожидание длилось до полутора часов, а качество техники оставляло желать лучшего — закупки были дешёвыми копиями.
- YouDrive lite — позволял подключаться к электросамокатым через Bluetooth. Устройства размещались на станциях и на велопарковках, что удобно. Хотя нареканий было меньше, способ связи считался не самым надёжным.

Чтобы не сливаться с конкурентами, команда усовершенствовала IoT‑модули и увеличила парк. В результате организация вышла на рынок в апреле 2019 года. Зимний финал года показал: более 200 000 пользователей совершили свыше 300 000 поездок.

Рост в условиях пандемии и финансовые вливания
Во время пандемии Whoosh впечатляюще расширилась. В начале 2020 г. был запущен формат франчайзинга, охватив три города, а позже — ещё восемь, включая Сочи и Новороссийск, где уже действовал оператор Urent. Учредители получали примерно четверть от доходов своих франчайзи. Впрочем, в конце года модель свернули из‑за разницы в стратегическом видении с партнёрами.
Основатель хотел, чтобы средство передвижения перестало быть развлечением и стало полноценным транспортным решением, что требовало плотной сети пунктов выдачи и паркинга в городах. Чем густее сеть, тем легче клиентам добираться между точками — и тем выше шансы, что электросамокаты станут альтернативой велосипедам, такси и каршерингу.
Среди ключевых вложений — фонд Ultimate Capital, который выделил $1 миллион на развитие. За эти ресурсы парк пополнили моделями Ninebot с сменными батареями — это облегчило обслуживание. В итогах 2020 года организацию отличали: выручка около 855 миллионов рублей, чистый доход — примерно 211 миллионов.
Масштабирование и регуляторные вызовы
В начале 2021-го бизнес вновь получил капитал: фонд «ВТБ Капитал Инвестиции» приобрёл долю в 13,7 % за сумму свыше 800 миллионов рублей, а банк «Открытие» предоставил около миллиарда рублей под залог. Большая часть этих средств сразу была направлена на расширение парка: к исходным 10 000 единиц добавились ещё 35 000 средств индивидуальной мобильности. Остальное — на доработку ПО и внедрение нового подхода в работе: введён абонемент без стартового сбора за каждую поездку.
Параллельно внимание со стороны властей усиливалось: активный рост сектора сопровождался участившимися ДТП с СИМ‑транспортом, что требовало законодательной проработки. Сначала были проверки и уголовные дела, затем — локальные запреты на размещение, и, в конце концов, подписание обязательств по ограничению скорости техники на улицах и в отдельных зонах.
Несмотря на ограничения, за 2021 год организация продемонстрировала оборот 4,2 миллиарда рублей и чистую прибыль порядка 1,8 миллиарда.

Новые направления и сегодняшняя ситуация
Позже была открыта школа безопасного управления для пользователей: любой мог пройти теорию и сдать экзамен навыков. Также проводятся культурно‑просветительские мероприятия про правила дорожного движения, введены внутренние санкции: штрафы, вплоть до блокировок аккаунтов за нарушения.
Попытка расшириться в Европе стала неуспешной: в конце 2021-го выделили около $20 млн, создали филиал в Португалии, планировалось запустить парк на 2,5 тысячи единиц, надеясь выйти в Польшу, Венгрию и ещё четыре страны, и довести зарубежный парк до 15 тысяч. Но весной 2022-го от этих планов отказались, а летом подразделение было продано эстонской службе Prime. Детали сделки не разглашались.
Сейчас организация сосредоточена на РФ и странах СНГ, а также протестирует работу в Чили и Бразилии. В 2022 г. проведено IPO на Московской бирже — привлечено примерно 2,3 млрд рублей; чуть ранее — облигационное размещение с дополнительным привлечением порядка 3,5 млрд.

В 2023‑м наладили локальное производство декоративных элементов: коврики, накладки, заглушки, грипсы — из‑за роста логистических затрат и сложностей с зарубежными поставками. По оценке Дмитрия Чуйко, это позволило сократить расходы на ремонт почти на 20 %.
За первое полугодие 2024‑го парк достиг 200 тысяч единиц, выручка составила около 6,3 миллиарда рублей, чистая прибыль — 259 миллионов. Сейчас показатели выглядят устойчивыми, однако динамика может измениться быстро.
3-4 декабря 2025 идем на Digital Medica – двухдневный бесплатный курс по медицинскому маркетингу Статья
Гайд Дмитрия Ковпака: SEO-оптимизация карточки в 2026 году от А до Я Статья
Как 50 000 рублей и фокус на лояльных клиентах в контексте увеличили лиды для ресторана на 416% Статья
Кейс: как я привожу по 100+ клиентов в месяц для студий растяжки с помощью Telegram-посевов Статья
Как с помощью искусственного интеллекта снизить стоимость клиента для производственной компании Статья
От трафика к прибыли: 13 шагов построения эффективной воронки продаж в B2B Статья
Google опубликовала топ-10 поисковых запросов за 2025 год Статья
Ваши заявки стоят в 2 раза дороже? Проверьте, есть ли у вас имиджевая реклама Статья
Тексты и рассылки: 40% малых и средних компаний используют нейросети для создания контента Статья





