Пять вопросов перед запуском стартапа. Как оценить шансы?

Это человек набил столько «шишек» при запуске своего проекта, что другой бы плюнул и выбрал спокойную жизнь офисного планктона. Голодные полгода на грани выживания, 3 капитальных редизайна сайта, «слив» $50 000, наезды конкурентов и еще много чего «интересного».

Алекс Тернбулл, основатель SaaS-сервиса Groove и создатель известного бизнес-блога отвечает на 5 мучающих многих стартаперов вопросов перед запуском проекта. 

Если я не программист, как оценить шансы проекта и его успешность с технической точки зрения?

«Сначала поговорите с потенциальными клиентами. Собрать команду технарей вы всегда успеете. Но если идея невостребованная, нет потенциальных клиентов, вас не спасет даже самая крутая техническая реализация».

Алекс Тернбулл добился успеха в нескольких проектах. Схема работала всегда одна: обзвонить будущих клиентов (а еще лучше с ними встретиться), убедиться в актуальности идеи, а уж потом наладить технический процесс. 

Лучше спросить, чем создать никому не нужную вещь. Да, и то, что кажется вам клевым и перспективным, можно совершенно не впечатлить целевую аудиторию. Четко поймите, что и для кого вы будете делать. Зачем ваш продукт этим людям? Каким образом вы облегчите их жизнь или работу?

Если никак и вы пилите продукт «для прикола» в надежде «само пойдет» – не теряйте время. Не пойдет.

Стоит ли на раннем этапе вкладываться в мощную команду разработчиков?

Мнение Алекса: «Большие вложения на раннем этапе — не самая удачная идея. Сторонние инвестиции вообще могут стать ярмом на шее и потянуть вас на дно». 

Большие деньги расхолаживают – где уж там думать о клиентах и развитии, когда инвесторы напирают! Быстрый взлет часто приводит к такому же быстрому падению.

Алекс вспоминает: «Не успели мы запустить бета-версию, как я получил сразу два предложения продать проект. Эти деньги с лихвой восполнили бы все наши труды над сервисом в течение 6 месяцев».

«Это чертовски сильное искушение — срубить бабла по-быстрому. Вместо того, чтобы работать над проектом, я думал о том как набить цену покупателям. Затраты на разработку продукта я сократил до минимума и проводил переговоры за переговорами в надежде, что мы скоро разбогатеем.

После 10-й встречи меня вдруг «накрыло»: зачем мы сделали Groove? Для стабильной и обеспеченной жизни, возможности делать все, что мы любим. Независимо где работает моя команда — в офисе или удаленно. И вот теперь взять и начать все с начала?»

Маркетинг с нуля: с чего начать?

 «Уверен, я бы начал с того же, с чего и несколько лет назад. Но не спешите слепо повторять наш опыт. Не факт, что наши методы сработают и у вас».

Тем не менее, приемы Groove вошли в историю маркетинга:

  • Основательная работа с клиентами. Многочасовые беседы по скайпу с пользователями сервиса дали Алексу информацию об их реальных потребностях. По этой информации Groove сверстали новый сайт.
  • Разработка полезного контента. Блог играет огромную роль в продвижении. Продукт в разработке, а блог уже генерирует трафик. Groove ведет два блога: первый – история жизни стартапа, второй – по вопросам поддержки пользователей, его запустили через год после старта. Возможно, это стоило сделать сразу же.
  • Работа по SEO. На самом деле поисковая оптимизация не так ужасна, как ее малюют. Сам Алекс Тернбулл не сразу полюбил SEO. А теперь она генерирует хороший трафик.
  • Помощь авторитетных лиц. Информационная поддержка со стороны экспертов рынка поможет в раскрутке блога и развитии стартапа. Именно так Groove и поступили: обратились к единомышленникам.

Как «скромному» стартапу стать акулой бизнеса?

«Не стесняйтесь скромных размеров. Используйте это как преимущество».

Размер бизнеса не имеет значения. Главное, чтобы клиенты получали качественную поддержку. Для многих душевные отношения важнее солидного имени. А вот над доверием стоит поработать:

  • Делайте только ценный контент, который решает проблемы пользователей. Блог или видеоканал — никакой халтуры. Важно, чтобы еще до покупки или подписки пользователь вам доверял.
  • Используйте все возможные бесплатные фишки для дизайна сайтов, если не можете позволить себе крутого дизайнера.
  • Собирайте социальные доказательства. Отзывы клиентов, пусть даже их пока что всего пятеро, публикации и партнертство с авторитетными компаниями. 

Советы начинающим предпринимателям

«Я могу дать сотню советов. Но некоторые ошибки нужно совершить, чтобы приобрести опыт. Пожалуй, поделюсь следующими моментами».

  • Разговаривайте с пользователями каждый день. Да, вы заняты и вообще не в духе, но найдите время и возможность пообщаться хоть с одним человеком.
  • Кто ищет, тот находит. Партнерство, скидки, реферальные программы, гостевые публикации — не ждите, пока люди что-то предложат, ищите сами. 
  • Учитесь новому. Читайте, размышляйте, изучайте психологию клиентов.

Не пытайтесь выглядеть как все, реально оценивайте свои силы и не бойтесь добиваться успехов! Кто не рискует, тот не побеждает.

Статья подготовлена по материалам groovehq.com