В чем дело
Пандемия внесла свои коррективы во все аспекты общества. Не остался в стороне и венчурный рынок. Теперь инвесторы смотрят на общий объем инвестиций в отрасль и количество сделок.
Наиболее привлекательными отраслями стали образование, финансы, здравоохранение, игры и стриминг.
Транспорт, логистика, спорт, потребительские товары, CleanTech и недвижимость также вызывают интерес у инвесторов, но несмотря на рост количества сделок, объем финансирования заметно снижается.
А вот промышленность, медиа, туризм, ПО для бизнеса, кибербезопасность и телеком стали менее привлекательными сферами для инвесторов.
По данным исследования Агентства инноваций Москвы, большинство стартапов в Москве испытывает сложности в поиске инвестиций. 47% основателям стартапов трудно найти финансирование своих проектов, а вероятность того, что инвестор найдет проект сам составляет всего 14%.
Еще одно исследование агентства, проведенное в 2020 году, говорит о том, что Москва входит в Топ-10 городов Европы по объему венчурного капитала.
Однако более глубокое изучение экосистемы показало, что предприниматели испытывают сложности с финансированием.
При этом, обе стороны не считают, что проблема в них: стартаперы полагают, что требования к их проектам слишком высоки, а по мнению инвесторов, на столичном рынке крайне мало действительно проработанных технологических проектов.
Самым популярным ответом фаундеров стал недостаток заинтересованности инвесторов в их отрасли – такого мнения придерживается 42% основателей проектов, которым не удалось найти финансирование.
Среди других причин – завышенные ожидания инвесторов (38%) и закрытость инвестора от возможных контактов (31%). Документооборот, бюрократия и внутренняя конкуренция не были обозначены в числе острых проблем.
Несмотря на это, исследование Агентства выяснило, что у 67% московских предпринимателей был опыт привлечения инвестиций. 80% респондентов ведет бизнес в Москве, преимущественно в B2B секторе. Как правило, их проектам не больше трех лет.
«Где деньги, Лебовски?»
По мнению аналитиков, проблема поиска средств связана с низкой осведомленностью предпринимателей о государственных программах финансирования.
Поэтому каждый второй стартап пытается привлечь инвестора через частные компании и бизнес-ангелов, однако частные компании не всегда бывают щедры и заинтересовать их значительно сложнее.
Вторая причина: предприниматели попросту не знают о вариантах государственной поддержки. Новые игроки рынка, как правило, ограничиваются технологическими конкурсами и хакатонами.
На что тратятся деньги?
45% опрошенных отметили, что в основном привлеченные средства инвестируют в расширение команды.
Эта цифра подтверждает повышение ценности человеческого капитала и персональных компетенций.
Еще 33% респондентов вкладываются в модернизацию продукта, а 30% – в увеличение оборота и закупку оборудования.
В чём секрет успеха?
По мнению стартап-скаута компании «Северсталь» Дмитрия Чисникова, сотрудничество стартапа и корпорации будет успешным, если:
- Технология действительно востребована и пока широко не представлена на рынке готовых решений
- Команда стартапа укомплектована и в ней есть люди с уникальными компетенциями
- Если стартаперы готовы уступать и адаптировать решение под нужды компании
- Если у команды есть опыт работы с другими компаниями и положительные отзывы.
Поделитесь своим мнением и опытом, что вы об этом думаете.
Опубликовано редакцией Yagla