Разбираемся, зачем Яндексу банк и что ждёт IT-гиганта на финтех-рынке.
29 апреля Яндекс объявил о покупке банка «Акрополь» у гендиректора Связного Евгения Давыдовича за 1,1 млрд рублей.
Это решение нельзя назвать спонтанным – Яндекс давно строил планы по выходу на финансовый рынок, и после «развода» со Сбером, которому досталась доля в Яндекс.Деньгах, вел переговоры о покупке с Тинькофф, однако они не увенчались успехом.
Согласно заявлению управляющего директора компании Тиграна Худавердяна, сделанного в ноябре прошлого года, «12 месяцев – реалистичный срок, через который Яндекс условно сможет выдавать первые карточки и кредиты». Следовательно, первые финансовые продукты можно ожидать уже в конце этого года.
Банк позволит компании развивать финтех-направление: запускать новые финансовые сервисы и услуги для пользователей и партнёров.
«Это точно будет полноценный онлайн-сервис для массового пользователя, насколько это позволяет регулирование», – говорил глава Яндекса.
Зачем Яндексу свой банк
Для начала немного предыстории: банк «Акрополь» учреждён Ахметом Паланкоевым в 1994 году.
В феврале прошлого года его купил гендиректор Связного Евгений Давыдович за сумму, равную одному капиталу банка – 1,1 млрд рублей.
На апрель 2021 года капитал «Акрополя» – чуть более 1 млрд рублей. Убыток по итогам 2020 года составил около 82 млн рублей, в апреле 2021 года – 29 млн рублей.
После согласования сделки с ЦБ к Яндексу перейдут брокерская, дилерская, депозитарная и универсальная банковские лицензии.
Это позволит вести полноценный банковский бизнес: принимать вклады и выдавать кредиты, обслуживать счета, транзакции, покупать и продавать валюту.
У «Акрополя» нет собственных отделений, и, по словам Худавердяна, Яндекс также не планирует их открывать.
Генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов отметил, что от этой сделки Яндексу ничего не нужно, кроме лицензии. Получить лицензию самостоятельно обходится дороже, чем купить банк с уже готовой лицензией.
Также Грибанов добавил, что всё внутри системы банка будет перестраиваться под задачи Яндекса, а сам «Акрополь», вероятно, переименуют во что-нибудь более подходящее экосистеме IT-гиганта.
Какие обновления можно ждать
Эксперты поделились мнением, какие варианты развития банковского направления может выбрать Яндекс.
1) Перевод платежей партнёров внутри Яндекса на свою банковскую систему.
«Первый и самый очевидный шаг – замкнуть всю экосистему на себя, чтобы всем её участникам было выгодно рассчитываться через финансовый сервис Яндекса», – считает партнёр и директор департамента анализа акций инвесткомпании «Атон» Виктор Дима.
У Яндекса большой оборот и много микроплатежей, в том числе за счёт рекламных инструментов, и перевод всех внутренних платежей в собственную банковскую систему станет выгодным решением.
2) Запуск банковской карты.
Аналитик компании «Финам» Леонид Делицын считает, что Яндекс непременно начнет выпускать платежные карты.
Они необходимы, так как это основной источник данных о транзакциях клиентов – «главная питательная среда экосистем», утверждает Делицын.
Этот вариант наиболее вероятен, так как Тигран Худавердян уже подтвердил планы выпускать платёжные карты.
К тому же, по мнению Виктора Дима, у Яндекса есть все инструменты для привлечения будущих пользователей своих платёжных карт.
Согласен с ним и председатель правления Банка 131 Александр Магомедов.
По его мнению, у Яндекса уже есть система накопления бонусов Яндекс.Плюс, но сейчас их можно использовать только внутри экосистемы.
Однако, банковская лицензия поможет выводить бонусы обратно в денежные средства, что, безусловно, привлечет внимание пользователей. Похожий пример уже существует – Ozon Card.
Проблема с недостатком маржинальности, по мнению Магомедова, Яндекс также сможет решить с помощью своих инвестиционных продуктов.
Также председатель правления «Банка 131 отмечает, что курьерская сеть и логистическая инфраструктура компании позволит доставлять пластиковые карты едва ли не с утренним кофе из Лавки.
3) Кредиты на Яндекс.Маркете и Авто.ру.
Кредитование, по мнению экспертов, может стать третьим возможным направлением банковского бизнеса Яндекса.
Например, это могут быть:
- «Лёгкие кредитные решения» на Яндекс.Маркете для крупных покупок или кредитование поставщиков.
- Сервисы рассрочки – по аналогии с зарубежными сервисами Affirm или Afterpay. Похожий сервис запустил Тинькофф в апреле 2021 года.
- Автокредиты на сервисе «Авто.ру», принадлежащем Яндексу – но шанс запуска такой услуги меньше.
У Яндекса множество сервисов, связанных с торговлей: чтобы увеличивать лояльность клиентов и долю рынка, клиентам нужно предоставлять полный спектр услуг.
Например, по аналогии с некоторыми западными маркетплейсами кредитовать покупателей на короткий период времени по схеме «покупай сейчас - плати потом», отмечает аналитик «БКС Мир инвестиций» Егор Дахтлер.
Также, среди направлений кредитования отмечается ипотечное, однако оно является нетипичным для финтех-компаний, привыкших к транзакционным и «коротким» услугам.
Ипотека – это «длинные» деньги, поэтому у Яндекса вряд ли появится подобный бизнес, рассуждает Виктор Дима.
4) Инвестиции.
Это быстрорастущее направление, в котором у «Яндекса» уже есть совместный проект с ВТБ – «Яндекс.Инвестиции». Получение лицензии позволит со временем запустить самостоятельный сервис.
Например, «Яндекс» может создать «убийцу брокеров» наподобие Robinhood, говорит Леонид Делицын.
Преимущества и проблемы
Основное преимущество Яндекса – это огромный объём данных о клиентах, которые тот собирает в интернете, при заказе услуг, навигации и в других сервисах.
А банк, по мнению аналитиков, поможет монетизировать эти данные и станет вспомогательным инструментом для других сервисов Яндекса.
Одна из проблем, с которой, вероятно, столкнется Яндекс – это поиск команды. Так как банк был куплен только ради лицензии, развивать инфраструктуру и экспертизу придётся практически с нуля.
Однако, по мнению Виктора Дима, умение развивать инфраструктуру является еще одной сильной стороной Яндекса.
У финтех-сервисов много пересечений с основными сервисами Яндекса с точки зрения технологий, таргетинга и понимания клиентов, поэтому большую часть работы они могут сделать самостоятельно.
По мнению Александра Магомедова, из «Акрополя» в Яндекс перейдут ведущие специалисты, такие как рисковики, аналитики, бухгалтеры и юристы.
А команду, которая будет заниматься непосредственно развитием продуктов, можно сформировать из текущих сотрудников Яндекса или путём найма.
Ещё одна сложность для Яндекса: банковский рынок в России один из самых конкурентных и очень технологичный.
У Яндекса есть ресурсы, чтобы экспериментировать и делать новые продукты, но «одних денег недостаточно».
Российский рынок очень конкурентный, на нём хватает сильных игроков, таких как Тинькофф, Сбер, ВТБ, Альфа-банк, Райффайзенбанк, Совкомбанк.
И чтобы стать заметным среди таких крупных игроков, Яндексу недостаточно будет одних только технологий.