Всё для рекламы
и про рекламу
Навигация по статье
В каких случаях требуется оформление лицензийПолучение требующейся лицензии — пошаговая инструкцияОтветственность перевозчика
Право

Как получить лицензию на перевозку пассажиров

4114

Лицензирование при работе на автобусах требуется для подтверждения права физлица или юрлица на осуществление профессиональной деятельности в этом направлении. При оформлении нужной лицензии перевозчики отвечают всем требованиям и обязуются исполнять их далее.

В каких случаях требуется оформление лицензий

Недобросовестные перевозчики функционируют иногда и без лицензии, что чревато для них самих и опасно для каждого их пассажира. Но ее наличие минимизирует риски по применению санкционных мер и иных наказаний к перевозчику. Вместе с лицензированием перевозчик доказывает, что способен обеспечивать безопасность передвигающихся на автобусе людей. А также факт выдачи лицензий доказывает соответствие услуг перевозчиков при задействовании автобусов законодательным нормам.

Лицензирование призвано обеспечивать соответствие условий осуществления рабочего процесса перевозчиками букве закона. Обязательство по оформлению лицензий возникает при использовании следующих видов ТС: автодорожных, ж/д, водных, воздушных. Что касается первой категории, получение лицензии востребовано для перевозок пассажиров при совершении постоянных запланированных рейсов в коммерческих целях. А также при перевозке пассажиров для своих нужд и на своем автобусе. Такая деятельность предусматривает регулярное осуществление работ внутри территориально-административного субъекта, в пригороде либо при передвижении на автобусах между субъектами. Для школьных, служебных туристических и заказных автобусов запрашивание и использование лицензий просто обязательно.

Законность бизнеса по перевозкам пассажиров на рейсовых автобусах в 2021 году контролируется ПП № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». Под автобусами здесь подразумевается транспорт категории М2 и М3, что указано в Прил. №1 к техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В таких автобусах имеются пассажирские места в количестве от восьми и более штук (не считая места водителя). В категории M2 масса автобусов составляет не более пяти тонн, а в категории M3 — более пяти тонн.

Соответственно все юридические и физические лица обязаны обладать лицензией при перевозке граждан на указанных видах автотранспорта. Такой порядок действует с 2019 года. Но время от времени дополняется разными нововведениями. При лицензировании деятельности с задействованием автобусов рекомендуется отслеживать последние изменения. Есть и другие нормативы, на основании которых происходит лицензирование работы на автобусах. К примеру, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в т. ч. и автобусных перевозок пассажиров во 2 главе) в ред. от текущего года.

Также лицензионное оформление не требуется для работы на транспортных средствах от госведомств:

  • государственная противопожарная служба;
  • скорая медпомощь;
  • государственные структуры по охране общественного порядка;
  • аварийно-спасательная служба;
  • военная автотранспортная инспекция;
  • органы Следкома;
  • ведомства, занимающиеся разведкой;
  • ФСБ;
  • ФСО;
  • ВСРФ;
  • нацгвардия.

Безлицензионная перевозка пассажиров по постоянным маршрутам на автобусах допускается при отсутствии финансовой выгоды и закрытии внутренних потребностей предприятия. Но вместимость автобуса не должна превышать в такой ситуации 8 человек. Примером таких перевозок автобусом выступает периодичное доставление персонала до места работы и домой (когда пассажиры не платят за проезд на автобусе).

Получение требующейся лицензии — пошаговая инструкция

Для подачи заявки на получение желаемой лицензии предстоит сначала оформить частное предпринимательство либо юрлицо с их включением в узкоспециализированные информационные базы. Перед подачей заявки нужно перепроверить соответствие статуса собственности и квалификации сотрудников установленным требованиям. Также рекомендуется проверить исполнение требований по самому перевозчику, намеревающемуся возить людей на автобусах.

Далее перевозчик собирает все документы, предусмотренные для лицензий, и направляет их в Федеральную службу по надзору в транспортной сфере. Главное правильно определить место подачи и корректно составить всю документацию. Иначе лицензирующее ведомство может отказать в выдачи лицензии. По итогам рассмотрения документов лицензирующий орган выдает не только лицензии, но и водительские карточки (они должны иметься у каждого водителя на рейсах). А автобусы вносятся в реестр.

Требования, предъявляемые к перевозчику

Такие требования касаются самого лицензиата, а также его имущественных объектов, эксплуатируемых для функционирования фирмы (в т.ч. автобусов).

Соискатель лицензии по гл. II Постановления РФ №1616 обязан:

  • обладать исправными автобусами на праве собственности или по заключенному с собственником договору;
  • обладать лицензией на осуществление осмотров перед выездами водителей либо иметь договор на обслуживание со сторонней организацией/ИП;
  • оборудовать автобусы тахографами для регистрирования режима труда и отдыха водителей, а также навигационной системой ГЛОНАСС;
  • обладать собственным помещением для проведения техосмотра автобусов и обеспечения безопасности для водителя и каждого пассажира, а также для иных участников ДД;
  • стажировать водителей при трудоустройстве по рабочим обязанностям, связанным с передвижением автобусов по дороге;
  • назначать в качестве водителей автобусов граждан, аттестованных на право работать по перевозкам пассажиров с учетом обеспечения безопасности на дорогах (либо иметь аттестацию самому, если перевозчик становится водителем автобуса) и имеющих стаж 3 года;
  • допускать за руль автобусов водителей, назначенных на должность в приказном порядке по Трудовому Кодексу и получающих налогооблагаемый доход, а также имеющих российское или иностранное водительское удостоверение категории «Д».

При несоблюдении требований из данного списка лицензирующее ведомство откажет в выдаче.

Порядок аттестации для работы на автобусах лицензиата с учетом БДД проводится по Приказу Минтранса от № 283.

Какие документы потребуются для оформления лицензии

Когда перевозчик задумывается о лицензировании при работе с автобусами, ему следует обратиться к документальному перечню из главы II Постановления РФ №1616:

  • заявление на выдачу лицензии — формуляры заявительных документов для выдачи лицензий Транснадзор выкладывает на своем сайте;
  • ксерокопия приказа о назначении сотрудника ответственным за реализацию правил безопасного дорожного движения (если есть подчиненный персонал в штате);
  • ксерокопия договора с медорганизацией либо ИП для осуществления медицинских осмотров (перед выпуском на рейс и после него);
  • ксерокопия свидетельства о регистрировании автобусов, даже если они не являются собственностью перевозчика/ксерокопии бумаг, подтверждающих факт владения автобусами (арендный или лизинговый договор по пользованию автобусами, документальное подтверждение передачи автобусов в оперативное управление или хозведение);
  • опись прикладываемых документов из предыдущих пунктов в двух экземплярах каждый (оформляется в формате, утвержденном Транснадзором);
  • квитанция об оплате госпошлины — оригинал.

Не нужно предоставлять аттестат по ответственности за БДД при управлении автобусом и подтверждать наличие собственной лицензии на проведение медицинских осмотров. Ведомство самостоятельно проверяет наличие этой документации перед выдачей лицензий. Что касается предоставляемых копий, они заверяются уполномоченным лицом с прописью даты, проставлением своей подписи и ее расшифровки. Обращаться к нотариусу для удостоверения каждой копии не требуется.

При обработке заявления ведомство проводит глубокую документальную проверку на соответствие деятельности соискателя лицензии лицензионным требованиям. Всего используется две формы документов заявительного формата для оформления лицензий: для частных предпринимателей и юридических лиц. Они отличаются лишь в пунктах, описывающих перевозчика. Так ИП указывает ФИО и данные паспорта, а юрлицо прописывает полное и сокращенное название организации, фирменное наименование, а также указывает свою организационно-правовую форму. В заявлении делает отметки как сам перевозчик, так и принимающая организация. Последний блок в заявлении заполняет непосредственно принимающий его в лицензирующем органе специалист.

По данной ссылке можно скачать следующие образцы заявлений для оформления лицензий:

  • форма для юридического лица;
  • форма для ИП.

Для заполнения заявления нужно заранее подготовить ряд документов, содержащих сведения о перевозчике и сделанных им заранее процедур для лицензирования перевозок автобусами. Опись можно посмотреть по той же ссылке.

При заполнении заявления перевозчиком нужно следовать некоторым рекомендациям по оформлению лицензий, которые дает министерство транспорта. Так деятельность по перевозке пассажиров предусматривает работу на автобусах в городском, пригородном, а также междугороднем сообщении. То есть потребуется заранее обдумать, какие именно виды работ по перевозке пассажиров лицензиат готов исполнять в полном соответствии с нормами закона и лицензионными требованиями. И затем отметить нужные пункты. Также при обозначении мест, задействованных для осуществления бизнеса по перевозкам, приходится прописывать все адреса: стояночные, для предрейсовых медосмотров, для проведения техконтроля и техосмотра автобусов, хранения автобусов и пр. Относительно заполнения заявления индивидуальным предпринимателем надо отметить, что его гражданский ИНН будет совпадать с ИНН для ИП.

При изменении сведений об автобусах перевозчик также предоставляет заявление по данному факту с приложением подтверждающих бумаг. Здесь подразумеваются изменения по регистрационному госномеру, по сроку действия договора аренды, по вступлению лицензиата в право владения автобусом. Для включения в реестр лицензий информации по вводимым в работу автобусах перевозчик-лицензиат тоже обязан представить заявление.

В такой заявке на внесение изменений в реестр лицензий указывается:

  • наименование организации-перевозчика или ФИО ИП, адрес расположение первого или места проживания второго;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • номер и дата лицензирования;
  • вписанные в реестр лицензий сведения о ТС, подлежащие коррекции (например, регистрационные госномера автобусов, информацию о которых нужно включить в базу лицензий);
  • способ отправки перевозчику информации о принятых по заявлению решениях.

К данному заявлению прилагаются документы, отражающие наличие права пользоваться конкретными автобусами: копии свидетельств о регистрации указанных автобусов, копии документов о праве владения автобусами. Сведения в реестре лицензий меняются в срок до суток.

Где можно оформить

Лицензионным обслуживанием населения занимается Служба по надзору в сфере транспорта. Отправлять сюда документы разрешено при личном визите, письмом и по email. Причем обращаться в территориальные структуры нужно по месту прохождения государственной регистрации. Это могут быть и региональные Департаменты транспорта.

Заявления и прикладываемые к нему бумаги граждане вправе предоставить в лицензирующее ведомство напрямую или через многофункциональный центр. Их отделения имеются во всех регионах России и оказывают государственные и региональные услуги. МФЦ в пределах одного субъекта представлены, как правило, не единственным отделением. Вопрос остается в том, работает ли МФЦ по данному направлению в регионе обращения перевозчика. При отправке бумаг заказным почтовым отправлением необходимо это делать с уведомлением о факте вручения.

Направление документов для получения лицензий через личный подтвержденный аккаунт на портале Госуслуг в 2021 году невозможно. Здесь допускается самоинформирование по порядку предоставления услуг, просматривание нужной для этого документации, и мест обращения.

Сколько стоит оформление лицензии

Госпошлина оплачивается в единичном размере непосредственно лицензиатом. За первичное оформление гражданин вынужден оплачивать на 2021 год госпошлину в размере 7 500 рублей. Такое правило указано в п. 92 ст. 333.33 НК России. Также госпошлина по ст. 333.33 НК РФ уплачивается в размере 3 500 руб. за внесение дополнительных сведений о выполняемых работах и направлений обслуживания либо 750 руб. за прочие услуги.

За оформление уплачивается и лицензионный сбор в 1 000 руб. Ведомство, занимающееся выдачей лицензий, вправе ее аннулировать без обращения в суд при неуплате данного сбора в пределах трех месяцев.

За обращение к фирмам-посредникам для оформления лицензий законными путями и без лишних проволочек приходится платить отдельно. При этом уровень цен на оказываемые ими услуги несколько разнится даже внутри одного региона. Решение об обращении в такую компанию перевозчик должен принять самостоятельно, изучив содержание услуг и прайс на них.

Сроки оформления лицензии

Сначала происходит регистрация заявки. При подаче документов лично максимальное время ожидания лицензии зависит от специфики ведения приема граждан. При подаче документации в электронном формате срок ожидания регистрации составить около 15 минут. После этого государственный орган может рассматривать заявление в пределах 45 рабочих дней.

При положительных результатах проверки по вопросу предоставления лицензии госорганом выдаются дополнительные выписки в пределах 10 дней с даты получения заявления. При отказе перевозчик уведомляется об этом по почте с объяснением причин принятого решения.

Сроки действия лицензии и её перевыпуск

Стандартно срок действия лицензии составляет 5 лет. Досрочно ее действие может быть прекращено из-за того, что прекратилось функционирование фирмы-перевозчика.

Прекращение деятельности основывается на следующих факторах:

  • прекращении перевозчиком своего вида деятельности в формате юрлица; (здесь не подразумевается реорганизация юрлица в разных проявлениях);
  • прекращении физическим лицом деятельности по перевозке людей на автобусах в качестве ИП;
  • наличии судебного решения об аннулировании лицензии по инициативе лицензирующего ведомства.

Для переоформления нужно задуматься о заблаговременной подаче заявления еще до окончания текущей лицензии.

Чтобы инициировать переоформление, подойдут следующие основания:

  • реорганизации юрлица в формате преобразования;
  • перемена названия организации-перевозчика, адреса его местонахождения / перемена ФИО и прописки у ИП;
  • изменение реквизитов в паспорте у ИП;
  • изменение адреса по месту осуществления юрлицом или ИП лицензированного вида деятельности;
  • внесение корректировок в перечень исполняемых работ и оказываемых услуг, включенных ранее в узаконенную по лицензии деятельность.

Приобретение переоформленного документа требует предоставления заявления, оригинала лицензии и описи прикладываемых бумаг. Переоформление облагается госпошлиной, как и первичное оформление лицензии. Заявки на переоформление лицензий обрабатываются чуть меньше — 30 дней.

Что делать при утере документа

В таких обстоятельствах оформляются дубликаты лицензий. Для этого в ведомство предоставляется заявление. Оригинал лицензии требуется только при порче бланка, но его фактическом наличии. При потере и полном отсутствии документа специалисты госоргана не будут требовать бланк к предъявлению.

Оформление лицензии облагается госпошлиной во всей случаях: при первичном оформлении, переоформлении и восстановлении испорченного/утерянного бланка. В рассматриваемом случае сумма к оплате составляет 750 руб. Срок ожидания после получения госорганом заявления составляет 10 дней. При острой необходимости перевозчик вправе получить заверенную копию уже через 7 дней, а сам дубликат через 10. Не нужно путать эти два документа. Оформление копии не станет конечным этапом оформления. Копия предоставляется в точном соответствии с первично выданным документом и нужна для временного использования. Для нее нужно написать отдельное заявление (помимо заявления на выпуск дубликата). Ею можно пользоваться как документом, наделенным юридической силой. Дубликат же отменяет действие изначально выданной лицензии и полностью заменяет ее (а также копию).

Фактическое отсутствие лицензии в виде документа не является поводом для приостановки деятельности. Но в этом случае лучше иметь наготове документальные доказательства о подаче заявки на дубликат. При отсутствии нарушений госорганы не вправе отказать в выдаче дубликата, поэтому деятельность по перевозке людей автобусами на момент отсутствия документа считается лицензированной.

Ответственность перевозчика

Сам факт лицензирования не гарантирует отсутствия нарушений со стороны водителей или организации-перевозчика в последующем. Соблюдение законодательства потребуется как на этапе оформления, так и дальнейшего использования лицензии. Лицензирование призвано предупреждать, выявлять и пресекать нарушения требований, прописанных в федеральных законах и нормативных актах. Здесь подразумеваются различающиеся по степени серьезности проступки, в т. ч. и грубые нарушения лицензионных требований.

Перевозчики наказываются в административном плане при исполнении деятельности без лицензии и даже при наличии таковой. С требованиями, предъявляемыми к перевозчику после лицензирования, рекомендуется ознакомиться в гл. III Постановления РФ № №1616 и соблюдать их при ведении бизнеса.

В частности административные наказания назначаются на основании ст. 14.1.2. Кодекса об административных правонарушениях.

За транспортное предпринимательство без лицензии назначат штраф в сумме:

  • для граждан и лиц, находящихся на должностях – 50 000 руб.;
  • для ИП – 100 000;
  • для юрлиц – 400 000.

При повторном нарушении в пределах следующего года последуют штрафные меры:

  • для граждан в размере 50 000 руб. с изъятием ТС;
  • для лиц на должности – 50 000 руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей – 100 000 р. с изъятием ТС;
  • для юрлиц – 400 000 р. с изъятием либо административной приостановкой деятельности на 90 дней.

При нарушении условий, предусмотренных лицензией, последует штраф:

  • для лиц на должности и ИП – 20 000 р. или при более серьезном нарушении 75 000 р.;
  • для юрлиц – 100 000 р. или при более серьезном нарушении 200 000 р./административное приостановление деятельности на 90 дней.

Кроме того, при квалицифицировании совершенного поступка таковой может затронуть не только требования лицензии, но и права граждан и юрлиц (потребителей). В связи с этим у пострадавших граждан возникает право обращения в суд для привлечения провинившегося к ответственности по ст. 14.4. КоАП.

Допускается и назначение административных наказаний по ст. 19.20. КоАП относительно деятельности, не подразумевающей коммерции.

Штрафы за деятельность без лицензии, не направленную на извлечение доходов:

  • для граждан — 500-1 000 р.;
  • для лиц, находящихся на должности — 30 000-50 000 р. или исключение/отстранение от 1 года до 3 лет;
  • для лиц, работающих в направлении предпринимательской деятельности без назначения организационной формы — 30 000-40 000 р. или приостановление на 90 дней;
  • для юрлиц — 170 000-250 000 р. или приостановление на 90 дней.

Штрафы за деятельность без получения доходов, но с игнорированием требований лицензии:

  • для граждан — 300-500 руб.;
  • для лиц на должности — 15 000-25 000 руб.;
  • для лиц, занимающихся предпринимательством без оформления юрлица — 5000-10 000 р.;
  • для юрлиц — 100 000-150 000 р. либо от 150 000-250 000 р.

Штрафы за деятельность без получения доходов, но с грубым игнорированием требований лицензии:

  • для лиц на должности — 20 000-30 000 р.;
  • для лиц, занимающихся предпринимательством без оформления юрлица — 10 000-20 000 р.
  • для юрлиц — 150 000-250 000 р.

Альтернативным наказанием за грубое нарушение по последнему перечню штрафов также становится приостановка деятельности по перевозке пассажиров, осуществляемой с использованием автобусов. Она длится 90 дней для всех категорий провинившихся, кроме первой — граждан.

Приостановление действия лицензии и вынесение предупреждений это санкционные меры, назначаемые лицензирующими органами во внесудебном порядке. Приостановление действия лицензии и ее аннуляция это разные процессы по содержанию и достигаемым целям. Приостановление реализуется, если нарушения лицензионных требований были неоднократными либо было единичное грубое нарушение. При этом перевозчику ставятся конкретные условия для его реабилитации, заключающиеся в устранении обнаруженных минусов.

Несмотря на серьезность нарушений, перевозчик зачастую может восстановить действие лицензии. Для этого надо устранить нарушения требований лицензии и обратиться в обязавшее это сделать ведомство с ходатайством. В нем озвучивается просьба провести внеплановую выездную проверку по досрочной реализации предписания. Досрочно прекратить административную приостановку деятельности можно на основании ст. 32.12 КоАП.

Главные основания для аннуляции лицензии по перевозке пассажиров:

  • нарушение перевозчиком принципов действия лицензии, что привело к попирательству человеческих прав и законных интересов, прямому причинению тяжелого/средней тяжести вреда здоровью людей, людским жертвам, причинению вреда животному миру, растениям и природной среде, появлению угрозы для обороны страны и государственной безопасности, а также культурному наследию России;
  • неустранение перевозчиком обнаруженных недостатков в отведенный для этого срок, в связи с которыми было изначально инициировано предварительное приостановление его деятельности.

Для аннулирования лицензирующее ведомство обращается в Арбитражный суд. Все ситуации по аннулированию лицензий разбираются судебной инстанцией с учетом нюансов, поэтому по одной и той же категории дел судьями выносятся разные решения. Но чем грубее нарушение, тем меньше шансов на восстановление в праве ведения лицензированной деятельности.

Обнаружение ошибок или некорректных сведений в лицензии не является основанием для ее аннулирования. Скорее это становится поводом для признания документа недействительным. Здесь перевозчику приходится обращаться за новой лицензией, но без ожидания окончания длительного срока принудительного приостановления деятельности.

Для обеспечения законности деятельности от перевозчиков требуется получение соответствующей лицензии. Дальше при соблюдении закона перевозчик сможет избежать негативных последствий. Это штрафы, приостановка деятельности и аннулирование лицензии.

Хотите тоже написать статью для читателей Yagla? Если вам есть что рассказать про маркетинг, аналитику, бизнес, управление, карьеру для новичков, маркетологов и предпринимателей. Тогда заведите себе блог на Yagla прямо сейчас и пишите статьи. Это бесплатно и просто
Метки: Документы
Мария Мэй
4114
0
Написать комментарий
Свежее

Как вести больше проектов? Лайфхаки по организации работы таргетолога Статья

Чтобы научиться планировать, необходимо обладатьопределенными качествами характера, и мы поговорим о том, как их развивать, атакже о том, какими твердыми навыками нужно обладать, чтобы эти качествахарактера формировались правильно. .

Способы масштабирования аудитории Статья

Для примера я взял клиента, который пришел ко мне парумесяцев назад. Они занимаются защитной пленкой для столов, которая защищает отпорезов, сколов и прочее.

Как сделать так, чтобы сотрудник не ушел и не забрал клиентов Статья

У каждого руководителя агентства есть абсолютно разные страхи, связанные сих сотрудниками и клиентами. Это может быть страх, что сотрудник агентстванаберется опыта, получит все необходимые знания и уйдет из агентства, страх,что работник заберет клиента и снова придется искать новых сотрудников иклиентов.3