Всё для рекламы
и про рекламу
Навигация по статье
Что такое декомпозицияЗачем нужна декомпозиция целейПлюсы декомпозицииСпособы декомпозиции
Саморазвитие

Планирование и декомпозиция целей

8560

Что такое декомпозиция

Декомпозиция, если говорить простым языком, – это когда мы разбиваем более сложную задачу на мелкие подзадачи, решая какие-то маленькие вопросы. При этом, в конечном итоге, мы закрываем основную большую цель.

И здесь я как раз привожу такой пример: к нам пришел проект, и клиент говорит, что ему нужно 1 000 лидов. Задача, откуда брать этих лидов, не была поставлена, просто 1 000 лидов.  И у нас есть несколько ресурсов. Можно взять их все с одного канала, но это будет гораздо сложнее, например, если брать только ВК, потребуется 1-2 месяца или большой бюджет. И нужно делать разные воронки для того, чтобы это реализовать. Или можно разбить это на несколько каналов, например, будем привлекать часть лидов с Вконтакте, часть с Директа и часть с посевов в Телеграм. 

Так мы начинаем раскладывать нашу основную задачу на несколько каналов. Таким образом, если мы сложим все яйца в одну корзину, например, только ВК. и он не зайдет по этой теме, то мы, грубо говоря, будем с заказчиком нечестны, и скажем, что у нас не получилось. А если у нас несколько каналов,средняя цена может быть 100, 200, 300 рублей. При более детальном рассмотрении, например, Яндекс дает по 800 рублей, Телеграм по 50, А ВК по 450. И мы можем гораздо быстрее понять, что в Телеграме приходят лиды гораздо дешевле и гораздо больше пришло бы, если бы увеличили бюджет. Так мы сможем сделать эту 1 000 лидов намного быстрее и качественнее, может, даже получится перевыполнить этот KPI.

Еще один пример. Представьте, что вам нужно помыть Boeing 737. Это огромный самолет, который мы никак не можем загнать на мойку или помыть керхером и тряпками. Если брать маркетинг, то это будет какой-то один специалист, который возьмет огромную компанию, например, Сбер, и ему дадут огромное задание, потратить 1 млн рублей и привлечь 1 000 лидов. Как это сделать, тоже непонятно, потому что один человек не сможет это осилить, сделать весь анализ, подготовить все рекламные кампании и за всем этим следить. Он просто не справится в итоге и не выполнит задание.

Он начинает привлекать сюда команду. Позовет несколько бригад, которые будут мыть крылья самолета и хвост. А в случае маркетинга 2 команды будут работать над соц. сетями, где-то будут сегменты поисковых сетей, Яндекс и Гугл. Дальше у нас идут уборщики, которые будут заниматься чисткой кабины, салона и т.п. В маркетинге это люди, которые будут заниматься детальными задачами: дизайнеры, копирайтеры, таргетологи. Таким образом вы начинаете рассредотачивать задачу на более простые, выполняя определенные действия.

И если мы создаем некий план, то уборку самолета мы разделили на два уровня: наружная и внутренняя. И каждый поделили еще на более мелкие задачи. Это и есть декомпозиция, когда мы упрощаем сложную задачу. Выполнение идет гораздо легче, когда у нас есть какой-то план, структура и несколько людей, которые выполняют определенные задачи. Они являются частью команды, и если один человек не выполнит какую-то задачу, то вся цель может быть просто не достигнута. Когда все выполняют, нагрузка распределяется равномерно на всех. А если один человек возьмет на себя эту ношу, он через 3-4 дня просто закопается и не сможет выполнить весь этот объем. 

Схематично это будет выглядеть так. 

схема декомпозиция цели на задачи

Снаружи моют две команды: хвост и крылья самолета. Вторая команда моет весь фюзеляж, а третья занимается внутренней частью. После выполнения вы у каждого спрашиваете, кто и что выполнил, они вам показывают цифры в KPI и т.д. в зависимости от задач. Таким образом каждый человек старается сделать что-то друг для друга, потому что каждая работа перетекает в следующую, все взаимосвязано. 

Рассмотрим декомпозицию с примером по маркетингу. Если Женя хочет разобраться с целью «стать маркетологом», которую она себе поставила. Она делит ее на несколько задач.

Сначала нужно освоить курс на данную тему. Для этого нужно найти сам курс. Это пункт, который поможет начать и понять, что это за профессия. 

Вторая задача – изучить теорию. Посмотреть лекции и закрепить все это на практике. Например, каждый день она будет тратить на это 1-2 часа и предоставлять результаты кураторам для проверки. 

В конечном итоге она будет искать стажировку, хочет попасть в проект, чтобы нарабатывать навыки и стать в дальнейшем маркетинговым специалистом. 

Каждый шаг внутри задачи – это простое действие, которое легко понять. И с каждым шагом мы выполняем задачу гораздо быстрее и продвигаемся к своей цели. Когда у нас есть некий план, нам гораздо легче двигаться. 

Зачем нужна декомпозиция целей

Приведу пример с покупкой машины и параллельно буду рассказывать в связке с маркетингом.

Возьмем цель: купить машину. Будут 2 примера, один простой, другой немного посложнее. 

Здесь есть одна цель. Неясно, что делать, но понятно, что нужно получить в конечном итоге – получить новую машину. Для нашего мозга это непонятная цель, это как мечта. Машина в будущем будет, но как к ней прийти, он не понимает, какие задачи нужно выполнить. Да, у нас есть наработки, например, отложить зарплату или пойти взять кредит, занять денег, выиграть в карты, еще какие-то варианты. Но конкретного пути мы не видим, и вы на любом этапе можете развернуться и сказать, что вам и не нужна эта новая машина.

Но если мы распишем эту цель, где у нас наверху стоит покупка автомобиля.

схема декомпозиция цели на задачи

Дальше определяем бюджет, за который мы можем купить машину. Автомобили разные, можно купить за 700 тыс. руб., а можно и за 5 млн. Нужно определить, сколько мы готовы потратить. Еще необходимо понять стоимость обслуживания автомобиля в год, сколько еще придется тратить.

Когда мы определились с бюджетом, мы понимаем, сколько это будет стоить. Видим, что по финансам мы это вытягиваем. Строим план дальше: выбираем марку и модель. И отсюда идет несколько вариантов: можно спросить совет у друга, посмотреть на авито или сходить в автосалон. 

Также в маркетинге. Когда мы простраиваем эту схему, например, нам сказали, что нужно привести 10 000 лидов, мы расписываем структуру. Что и как мы будем привлекать, для чего, кого будем привлекать (нужен таргетолог, копирайтер и т.д. или нет), какие у них будут задачи, где искать этих людей. Так мы понимаем, как идти от низа к верху, чтобы достичь определенной цели.

И можно сказать, что «купить автомобиль» – это пока желание. Но когда мы пропишем конкретные действия и дедлайны, то это уже получается цель. А для заказчика это будет четкий и понятный план, он увидит, что и в какой день будет выполняться. 

Плюсы декомпозиции

Легче решать мелкие задачи

У нас есть некая задача и метод Помодоро, когда за 30 минут мы должны выполнить определенное количество работы, ни на что не отвлекаясь. Садимся и выполняем. 

Разбиваем цель на подзадачи. И когда потом смотрим на каждую задачу в отдельности, мы понимаем, что это вообще плевое дело, например, здесь дизайнеру работы всего на 3 часа. Дальше работа передается таргетологу, он все собирает от дизайнера и копирайтера и уже по сути тратить на сборку рекламных кампаний буквально час,  если до этого он 2 дня анализировал рекламные кампании, конкурентов. Когда смотрим на задачи каждого человека, то цель кажется вполне реалистичной и ее можно достичь.

Проще ориентироваться в целях

Когда у нас на каждый день поставлена цель, задачи, план, что конкретно мы будем выполнять, мозг понимает, что это реалистично, мы сегодня это сможем сделать, и он начинает это выполнять. 

А когда у вас стоит огромная задача, которую вы не понимаете, как делать, вы начинаете ее откладывать, выполняя более легкую работу. 

Проще находить ресурсы для решения задач

Когда, например, нужно найти таргетолога и мы понимаем, что это как раз одна из подзадач. И если сейчас его найдем, то задача будет решена, он будет заниматься тем, что нам нужно. Мы ему составим план и дедлайн, и он им будет следовать. То же самое с дизайнером и т.п. 

Способы декомпозиции

Разбить на шаги

Самый легкий и понятный метод. Берем, разбиваем цель на задачи и записываем их, где удобно, например, в тетради, телефоне или документе на компьютере друг за другом. И у нас получается такая инструкция или чек-лист, что мы сегодня будем делать.

Майндмэп

Майндмэп – (mind map) ментальная карта, которая визуально отображает структуру цели. Там можно увидеть задачи, их связь друг с другом, последовательность выполнения, а также кто и за какую задачу отвечает.

В майндмэп проще создавать подзадачи. Если записывать их друг за другом на бумаге, общая картина может потеряться. К тому же иногда нужно выполнять шаги параллельно, а они из разных задач. 

Перед вами пример майндмэп, где маркетологи расписывают путь клиента, что конкретно на каждом шагу клиент будет делать. Каждый видит свою задачу и понимает, что если он не сделает, например, на первом этапе дизайн, то на втором этапе таргетолог не сможет настроить рекламу и т.д. и т.п. 

карта пользовательского пути

Метод SMART

Это метод декомпозиции и оценки целей.

S (Specific) – конкретной. Понятная и однозначная цель. Например, увеличить продажи.

M (Measurable) – измеримой. Нужно определить, что считается результатом выполнения поставленной цели. Например, рост конверсии на 10%.

A (Achievable) – достижимой. Нереалистичные цели не приводят к результату, их невозможно выполнить.

R (Relevant) – значимой. Важно сначала понять, насколько важна цель, нужно ли ее достичь или можно отложить на потом. Например, зачем увеличивать показы объявлений до 1 миллиона в месяц, если это не принесет никакой прибыли. Лучше поставить другую цель, например,  привлечь тысячу клиентов за месяц.

T (Time bound) –  есть ограничения по времени. В противном случае цель будет необязательной,  ее можно отложить и выполнить потом. Дедлайны делают ее серьезной и важной. 

Хотите тоже написать статью для читателей Yagla? Если вам есть что рассказать про маркетинг, аналитику, бизнес, управление, карьеру для новичков, маркетологов и предпринимателей. Тогда заведите себе блог на Yagla прямо сейчас и пишите статьи. Это бесплатно и просто
Александр Костин
8560
1
Написать комментарий
Обсуждаемое

Настройка контекстной рекламы: Кого выбрать — агентство или фрилансера? Статья

В современном бизнесе контекстная реклама является одним из самых эффективных инструментов для продвижения товаров и услуг. Однако успешная настройка рекламных кампаний требует глубоких знаний и опыта.

10 нейросетей для создания видео: обзор лучших сервисов и программ Статья

Хотите записать рекламный или обучающий ролик, не выходя из дома? В статье собрала топ-10 бесплатных нейросетей для создания видео. Однако AI не всегда оправдывает ожидания и результат может быть не таким, как вы хотели.

Будущее образования: как институт Навигатор внедряет VR и AR технологии для повышения качества обучения Статья

Институт «Навигатор» активно использует современные технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) для совершенствования образовательных и корпоративных программ. Эти иммерсивные решения помогают переосмыслить традиционные методы обучения, делая его не только более захватывающим и визуально привлекательным, но и более эффективным.