Всё для рекламы
и про рекламу
Навигация по статье
Что такое креативностьКреативность для digital-специалистаКритерии креативности Как посчитать уровень креативностиТехники повышения креативностиПростые упражнения для развития креативности от Юлии Горячевой
Саморазвитие

Влияние креативности на работу digital-специалистов и способы её повышения

24568

Есть мнение, что креативность — это врожденная способность нестандартно мыслить, придумывать идеи и видеть ситуацию не так, как другие. Но это не совсем так. Креативность — это навык и его нужно тренировать. Как работает мозг, и как развить творческие способности digital-специалисту объясняет психолог Юлия Горячева.

Что такое креативность

Термин «креативность» ввел известный психолог, исследовавший творческие способности людей, Джой Пол Гилфорд. Под этим словом он объединил личные качества, нужные для разработки новых, оригинальных идей или продуктов. 

Он выделил пять главных составляющих творческого мышления: гибкость, оригинальность, беглость, чувствительность, способность к разработке гипотез. Схожие критерии обозначил американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс в своем исследовании. По мнению ученых люди с творческими способностями могут быстро генерировать новые идеи, т.е. креативить. Можно ли развивать креативность? Да.

Креативность — это умственные способности + воображение. 

— Развитые умственные способности помогают человеку анализировать ситуацию, находить причинно-следственные связи и делать выводы.

— Воображение помогает отказаться от стереотипов и шаблонов, найти нестандартное решение.

Творчество — это результат деятельности, а креативность — это навык, который можно развить. Далеко не все творчески одаренные люди могут считаться креативными. Важно не просто придумывать идеи, но и прорабатывать способы их реализации на практике. Это подтвердили психологи из Нидерландов, которые предположили, что для развития креативных способностей индивид должен обладать когнитивной гибкостью и когнитивной выносливостью. 

Когнитивная гибкость — это навык многозадачности. Человек, развивший ее, быстро переключается с одной темы на другую и может обдумывать несколько идей сразу. Он использует различные способы восприятия мира: творческий мозг, математический мозг, критическое мышление и т. д.

Когнитивная выносливость — это умение достигать цели. Работник не только думает, как решить сложную задачу, но и реализует ее.

То есть человек, обладающий креативным мышлением, придумывает идеи, воплощает их в жизнь, организовывает и ведет проекты, отстаивает и аргументирует точку зрения. Развитие творческого начала невозможно без уверенности в себе, высокой самооценки и позитивного настроя.

Креативность для digital-специалиста

Чтобы добиться успеха в digital-профессии, специалист должен обладать определенными способностями:

  • Hard skills — навыками, которые нужны при выполнении определенных профессиональных задач: информационная грамотность, понимание кода, дизайн-мышление, инструменты кибербезопасности, английский язык на уровне Intermediate и т.д.
  • Soft skills — личными качествами, эмоциональным интеллектом и когнитивными способностями: креативность, коммуникативные навыки, адаптивность, гибкость и т.д.

Эрудиция и интеллект — одни из основных качеств, по которым оценивают компетенции работника. Раньше считалось, что у всех специалистов, добившихся успеха, высокий IQ, поэтому работодатели учитывали коэффициент интеллекта соискателей. Они выбирали лучших. Но психологи Дж. Гилфорд и Э. Торренс опровергли эту идею и доказали, что высокий интеллект часто свойственен рациональным, прагматичным, расчетливым людям с логическим мышлением, а низкий IQ — менее 100% — также не свидетельствует о творческом начале. 

Творческое мышление помогает digital-специалистам анализировать ситуацию с разных сторон, придумывать нестандартные способы ее решения. В 2020 году этот навык входил в тройку ключевых способностей по мнению экспертов из экономического форума в Давосе.

Креативность входит в ТОП-10 компетенций по данным за 2020 год

Специалисты с развитыми креативными навыками не бояться мозговых штурмов, могут генерировать нестандартные идеи и реализовывать их. В digital-сфере такие работники пробиваются через информационный шум, привлекают внимание аудитории и доносят до них нужную информацию.

Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали «коэффициент креативности», чтобы выявить связь между интеллектом и креативным мышлением, и определить критерии его развития. Параметр показывает степень творческой активности взрослого и ребенка. По результатам исследований для развития креативных навыков нужен интеллект чуть выше среднего и склонность к дивергентному, то есть разнонаправленному мышлению. 

Креативность также связана с эмоциональной стабильностью — у людей со склонностью к креативности гораздо реже бывают эмоциональные реакции на стресс, нежели у людей, склонных к пассивному поведению. В этом проявляется взаимосвязь креативного поведения и интеллекта: человек с повышенным уровнем интеллекта склонен к творчеству и нестандартному мышлению.

Критерии креативности 

Э. Торренс определил критерии, которые влияют на степень креативности отдельной личности:

  • Продуктивность.
  • Способность адаптироваться к изменениям.
  • Оригинальность.
  • Разработанность.
  • Открытость.

Продуктивность

Продуктивность — умение быстро генерировать разнообразные идеи. В идеале специалист должен за 1 минуту придумать 20 вариантов применения любого предмета. Например, шариковой ручки.

Начинающие digital-специалисты часто сталкиваются с тем, что для решения всех задач недостаточно рабочего времени. Развитый навык продуктивности позволяет работникам больше успевать, быстрее тестировать гипотезы, и решать задачи в краткие сроки. Digital-руководителю это умение помогает лучше понимать команду, эффективнее распределять рабочие процессы и отслеживать результаты.

Гибкость

Гибкость — навык анализа ситуации в комплексе и использования разнообразных стратегий для её решения. С помощью этой способности специалист выявляет закономерности и отличия, находит в них общие элементы и создает условия для адаптации к постоянно меняющимся условиям действительности.

Тренды в digital-сфере и предпочтения пользователей меняются каждый месяц. Хорошие специалисты должны периодически тестировать гипотезы и анализировать рынок, чтобы скорректировать рабочие процессы и добиться поставленных целей. Для этого им нужно постоянно развиваться, прокачивать навыки, получать новые знания и адаптироваться к постоянным изменениям, не испытывая стресса.

Оригинальность

Новизна — умение придумывать необычные идеи, действовать не по шаблону. Работник с успехом решает нестандартные ситуации, если обладает оригинальным мышлением.

Креатор — это специалист, который решает задачу клиента. Он должен продумать ключевое сообщение, проанализировать аудиторию, продумать каналы коммуникации и форматы продвижения. Чтобы придумать оригинальный спецпроект и добиться целей клиента, специалист должен думать о людях и искать инсайты. Часто для этого он берет традиционные механики коммуникации и трансформирует их в инсайт. Если сообщение попадет в цель, специалист добьется цели.

Пример: Каннский кейс от Crispin Porter & Bogusky для компании Burger King¹.

Идея 1: Есть мне нравится больше, чем общаться с людьми.

Идея 2: В моем аккаунте в социальной сети куча незнакомых людей. Я не замечу разницы, если нужно будет их удалить.

Механика коммуникации с клиентом: Удали 10 друзей — получи в подарок воппер.

Разработанность

Разработанность — навык тщательной проработки идей. Высокий уровень детализации характеризует профессиональных digital-специалистов, разработчиков и конструкторов.

Даже творческие digital-специалисты должны четко понимать поставленную задачу, уметь анализировать, избегать когнитивных ошибок и уметь отсеивать лишнее.

Открытость

Открытость — способность воспринимать новую информацию беспрерывно. Специалист каждый день узнает что-то новое, расширяет кругозор и накапливает полезные знания, которые помогут ему в обдумывании и реализации оригинальных идей.

Digital-специалист должен уметь решать смежные проблемы. Интернет-маркетолог будет лучше продвигать приложение, если разбирается в технических аспектах. Директор по маркетингу, который знает основы кода и специфику работы программистов, точно сформулирует задачу по разработке нового сайта и проконтролирует результат.

Итак, креативность — это навык, требующий постоянной тренировки. Но прежде чем рассказать, как развивать креативность, определите свой уровень творческого мышления. 

Как посчитать уровень креативности

Тест творческого мышления Торренса² часто используют HR-менеджеры крупных компаний и психологи. Он помогает провести собеседования с соискателями на вакансии, определить профессиональные качества работника, в том числе уровень креативного мышления.

Для участия в тестировании нужно полчаса времени и карандаши. Участники рисуют ответы на вопросы и придумывают названия к картинкам, ограничений по времени нет. Для прохождения теста не нужны художественные навыки, только креативные способности тестируемого.

Субтест 1 — Нарисуйте картинку

Задание для субтеста 1 Э. Торренса по определению креативности

Субтест взят из теста Э. Торренса. С его помощью психологи диагностируют уровень творческих способностей тестируемого. Но, если его слегка модифицировать, можно использовать для тренировки креативности. Например, подумайте частью чего является овал? Как можно его использовать? Где вы могли видеть подобный овал? Практикуйтесь каждый день, упражнение помогает развивать ассоциативное восприятие.

Юлия Горячева психолог

Субтест 2 — Закончите рисунок

Задание для субтеста 2 Э. Торренса по определению креативности

Этот субтест тоже можно изменить и использовать для тренировки креативности. Пример: доделайте рисунки из задания так, чтобы получились картины, связанные с морем. Пробуйте объединять изображения в пары по горизонтали или рандомно, постепенно усложняйте задание для совершенствования способностей.

Юлия Горячева психолог

Субтест 3 — Линии

Задание для субтеста 3 Э. Торренса по определению креативности

На основе этого субтеста также можно сделать упражнение для развития креативности. Дорисуйте, раскрасьте линии так, чтобы получилась мозаика или картина. Цель — превратить линии в уникальный, не абстрактный объект со смыслом.

Юлия Горячева психолог

Как оценить результат

Для расчета уровня креативности выполнение субтестов последовательно оценивают 5 критериям:

  • При оценке параметра «продуктивность» засчитывают только завершенные рисунки из субтестов 2 и 3, в которых человек использовал все части исходных картинок. Аналитики и психологи не учитывают бессмысленные картины: абстракции, незаконченные рисунки, повторяющиеся изображения. Если рисунок не имеет смысла, балл по «беглости» не начисляют, а картинку исключают из тестирования. 

Низкая продуктивность наблюдается у специалистов с низким уровнем мотивации и заторможенностью, а также педантичных работников, зацикленных на деталях и качестве результатов. 

  • Параметр «оригинальность» учитывает редкость ответов, но не их названий. По степени оригинальности анализируют самобытность, уникальность и особенности творческого мышления испытуемого. Его считают по всем субтестам. 

— Частый ответ — 0 баллов. Чем чаще встречается ответ, тем хуже.

— Остальные ответы — 1 балл.

  • Параметр «разработанность» оценивают также по всем субтестам:

— За не проработанный рисунок начисляют 0 баллов.

— За каждую деталь — 1 балл. Повторяющиеся детали засчитывают только один раз.

  • Параметр «сопротивление замыканию» оценивают по второму субтесту:

— 0 баллов — фигуру замкнули самым быстрым и очевидным способом по прямой или кривой линии, сплошной штриховке или закрашиванию. Наличие букв и цифр в рисунке — 0 баллов.

— 1 балл — тестируемый быстро замыкает фигуру, но дополняет ее деталями снаружи. Детали внутри фигуры не засчитывают.

— 2 балла — специалист не замыкает исходную фигуру из упражнения или замыкают оригинальными линиями. 

  • Параметр «абстрактность названий» считают по первому и второму субтестам:

— 0 баллов — очевидные названия, простые заголовки.

— 1 балл — простые описательные названия с конкретными свойствами объекта и описания действия на рисунке.

— 2 балла — образные описательные названия «волшебная палочка», «SOS», «попробуем сделать».

— 3 балла — абстрактные, философские названия «зачем идти на работу, если вечером возвращаться обратно».

Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов и поделите эту сумму на пять:

  • 30 и ниже — плохо.
  • 30 — 34 — ниже нормы.
  • 35 — 39 — немного ниже нормы.
  • 40 — 60 — норма.
  • 61 — 65 — немного выше нормы.
  • 66 — 70 — выше нормы.
  • 70 и выше — отлично.

Если делать тест Торренса так, как он задуман можно легко понять свою креативность. Чем выше уровень креативного мышления, тем лучше. Оно помогает видеть ситуацию в комплексе, смотреть с разных сторон, не зацикливаться на непосильных решениях. Помните — правильных вариантов решений может быть несколько.

Юлия Горячева психолог

Креативное мышление помогает специалистам придумывать идеи и реализовывать digital-проекты для разных клиентов. Если результаты теста вас не устраивают, я расскажу, как развивать креативность у взрослых. Есть проверенные креативные методики, которые работают, когда надо раскачать мозги и настроиться на работу, придумать 20 смешных шуток о продукте, написать 10 продающих текстов за раз или придумать тему очередного фотоконкурса с хозяйкой и наггетсами в главной роли.

Техники повышения креативности

Специалисты, которые профессионально занимаются творчеством, часто описывают этот процесс, как что-то спонтанное. Их будто несет на волнах вдохновения: тело напрягается, зрачки расширяются, а в голову приходят идеи. Подобный процесс можно инициировать искусственно. 

Упражнение «Шесть шляп»

Британский психолог Эдвард Де Боно, изучая медицину, физиологию и психологию, вывел метод, позволяющий оценить ситуацию с разных сторон, своеобразный аналог мозгового штурма. 

Один человек или группа специалистов последовательно примеряют разные «шляпы» — они рассматривают ситуацию с разных ракурсов.

Упражнение 6 шляп для повышения креативности

Упражнение «Шесть шляп» — это психологическая ролевая игра. Участник надевает шляпу определенного цвета и рассматривает проблему с определенного угла. Он будто включает отдельный режим сознания:

  • Белый цвет — информационная шляпа. Человек надевает шляпу, анализирует и озвучивает факты, цифры и обстоятельства, которые привели к проблеме. Специалист должен рассказать, чем поможет информация, как можно решить задачу на основе имеющихся данных.
  • Зеленый цвет — творческая шляпа. Пользователь надевает головной убор и генерирует нестандартные способы решения задачи. 
  • Красный цвет — эмоциональная шляпа. Специалист придумывает решение, на основе собственных и чужих предчувствий, сомнений, опасений и т.д. При помощи интуитивных догадок и ощущений участники оценивают эмоциональный фон и отношение к ситуации через призму чувств. Когда проблему обсуждает группа, важно понять, как думают другие люди, чем руководствуются. 
  • Желтый цвет — шляпа оптимиста. Работник оценивает предложенные идеи исключительно с положительной стороны.
  • Черный цвет — шляпа критика. Человек надевает шляпу и рассматривает слабости проекта, а также возможную негативную реакцию со стороны покупателей. Он отвечает на вопрос: «Какие последствия повлекут принятые решения». 
  • Синий цвет — шляпа организатора. Её надевает руководитель в конце обсуждения для подведения итогов дебатов и выводов. 

Техника «Шесть шляп» основана на единстве. Специалисты принимают решение после комплексной оценки ситуации. Упражнение помогает составить целостное мнение по вопросу, разрешить спорные ситуации. С помощью этого метода участники фокусируются на разных аспектах и развивают креативность.

Упражнение «Синектический штурм» 

Синектика — это способ совмещения несовместимого. Технику синектического штурма разработал американский ученый Уильям Гордо, вдохновившись идеями Эдварда Де Боно. Упражнение помогает придумать максимальное количество решений и исключить очевидные способы. Таким образом участники учатся латеральному мышлению и генерируют нестандартные решения.

Для выполнения упражнения сформулируйте задачу и придумайте несколько аналогий к ней. Выпишите на отдельный лист:

  1. Прямую: попробуйте представить, как люди с высоким IQ решают проблему, задействуйте логику.
  2. Личную: представьте, что лично вам жизненно важно исправить ситуацию — что сделаете вы?
  3. Обобщающую: тезисно расскажите о проблемной ситуации и лаконично предложите решения — так вы исключите лишние детали.
  4. Фантазийную: предположите, что сделает герой фильма или вымышленных персонаж. Какой выход найдет? Он применим на практике?

Последовательно выполняйте каждый этап. Сначала задействуйте логику и рациональное сознание, а после — свободные ассоциации и фантазии. Упражнение помогает избавиться от стереотипов и разрушить шаблоны.

Упражнение «Выход за рамки» 

Работая над задачей, специалист чувствует давление со всех сторон: дедлайны, корректировки, непонимание коллег и другие раздражители. Эти рамки часто мешают правильно оценить ситуацию и придумать креативное решение. Упражнение «Выход за рамки» помогает освободиться от всего, что тяготит.

Представьте, что вам ничего не мешает творить: нет ограничений, жестких сроков, пожеланий работодателя, требований закона и т.д. Вы можете реализовать любую идею. Всё, что придет вам в голову.

Сформулируйте задачу → придумайте варианты ее решения при наличии неисчерпаемых ресурсов и возможностей → выпишите идеи и отдельные слова на лист → оцените полную или частичную возможность их реализации в конкретной ситуации.

Выпишите на отдельный лист то, что пришло вам в голову, а на следующий день структурируйте информацию. Идеи понравятся вам и руководству.

Упражнение «Случайное число» 

Это упражнение применимо в индивидуальной и коллективной работе, когда нужно придумать новые идеи. Предложите каждому участнику группы назвать первое, пришедшее в голову, слово, а затем проведите связь с задачей. Это поможет найти новое решение и посмотреть на задачу с другой точки зрения.

Для индивидуальной работы схема аналогичная: сформулируйте задачу → скажите любое слово, не связанное с ситуацией → проведите аналогию с проблемой. 

Ваша задача связать максимальное количество слов. Чем лучше результат, тем выше креативность.

Простые упражнения для развития креативности от Юлии Горячевой

Есть и другие более простые упражнения, которые можно выполнять каждый день:

  • Опишите любой предмет тридцатью разными словами, называйте только обезличенные характеристики, выписывайте их на лист. 

Возьмем в пример карандаш. Деревянный, простой, цветной, коричневый, красный, — правильно, слова не имеют эмоционального окраса. Тяжелый, красивый, длинный — неправильно, слова имеют субъективную характеристику.

  • Читайте книги, чтобы избавиться от клипового восприятия мира.

Разбейте рассказ на равные доли → прочтите часть → выпишите на лист, все слова и фразы которые запомнили → обсудите с коллегами или друзьями → дополните список слов и тезисов. 

Так, например, читают книги подписчики Telegram-канала «СУПЕРЧТИВО». Они делят книгу на 14 блоков и читают каждый день по одной части. В конце каждого дня участники готовят отчет — изложение на листе о прочитанном и отправляют его в бот. В ответ им приходит два электронных отчета от других участников, выдача рандомная. В отдельном чате они задают вопросы, углубленно изучают тему и делятся полезной информацией.

Старайтесь выбирать не только специализированную литературу, но и развлекательную. Вы научите мозг быстро обрабатывать большие объемы информации, замечать незначительные детали на листе, смотреть на ситуацию с разных сторон и при необходимости менять план действий.

  • Практикуйте метод свободных ассоциаций, он развивает творческие навыки и улучшает качество жизни. 

Упражнение: придумайте 10 ассоциаций к одному или двум разным словам. Например: слова «стол» и «пельмень» — ассоциации: круглый, объёмный, красивый и т.д. Чем больше слов на листе, тем выше навык креативности.

  • Играйте в крокодила наоборот.

Для развития творческих способностей выполните упражнение: попробуйте объяснить какое-либо слово с помощью сравнений и ассоциаций наоборот. Например, слово «стол» — такой же низкий, как Эльбрус, или слово «свет» — такой же синий, как солнце. Выписывайте на лист все сравнения, а затем выделите наиболее яркие. Чем разнообразнее варианты, тем лучше.

  • Сомневайтесь во всем. Чтобы освежить взгляд и развить креативные навыки, задавайте вопросы, фиксируйте их на отдельном листе. Техника вопросов повышает внимательность и глубокому изучению ситуации.

Для развития навыков выполняйте задание: сформулируйте задачу → в течение 10 минут записывайте вопросы на лист, которые приходят в голову → кратко придумайте ответы. Чем больше вариантов ответов предложите, тем лучше. Старайтесь сформулировать не менее 5 вариантов ответов.

  • Упражнения «Игра слов» 

— Засеките 5 минут и придумайте все слова, которые придут в голову на одну букву по конкретной теме. Например: тема «еда», слова — арбуз, абрикос, аппетит, анорексия, антракт, аромат. 

— Сформулируйте задачу, придумайте к ней ассоциацию и выпишите слова на две последние буквы из этой фразы. Например, тема «фундамент дома», слова — домострой, дом, доставка, досуг.

— Выберите цвет и придумайте фразы с этим словом. Например: слово «синий», сочетания слов — синие джинсы, синие шторы, синие небо, а вот яблоки синими не бывают.

— Выпишите слова одного рода, которые видите вокруг. Кажется, что просто, а вы попробуйте!

  • Придумайте 3 способа решения проблемной ситуации. Представьте, что  закончился кофе, вы можете: пойти в магазин и купить, заказать через интернет с доставкой, попросить у коллег. Используйте это упражнение при решении логических задач, бытовых трудностей и рабочих ситуаций. 
  • Развивайте латеральное мышление: оспаривайте идеи, избавляйтесь от шаблонов, обобщайте разные альтернативы и решения, решайте головоломки, придумывайте нестандартные способы применения устаревших вещей, всегда и везде ищите новые идеи.

Навык латерального мышления, а также совмещение традиционных подходов к решению нетрадиционных задач, помогают digital-специалистам придумывать и реализовывать принципиально новые идеи.

1 — https://www.youtube.com/watch?v=nelYIQUfR4E&list=PL3EFE03FEB38FC1EF

2 — Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Хотите тоже написать статью для читателей Yagla? Если вам есть что рассказать про маркетинг, аналитику, бизнес, управление, карьеру для новичков, маркетологов и предпринимателей. Тогда заведите себе блог на Yagla прямо сейчас и пишите статьи. Это бесплатно и просто
Елена ДевяткинаЭксперт по интернет-маркетингу. Пишу тексты, придумываю и реализую стратегии.
24568
9
Написать комментарий
Обсуждаемое

Как мы увеличили посещаемость ТЦ с товарами для стройки и ремонта: SEO и РК в конкурентной нише Статья

Рассказываем, как использовали SEO и интернет-рекламу, чтобы увеличить посещаемость стройцентра на 3-5% в месяц. Ситуация усложнялась падающим спросом на рынке в категории ремонта и строительства.2

Подводные камни в продвижении через видео: 5 причин, почему опускаются руки Статья

Казалось бы, что сложного в том, чтобы сниматься в экспертных видеороликах? Можно просто говорить на камеру и выкладывать это хоть каждый день. Но когда доходит до дела, начинают проявляться разные скрытые моменты, которые иногда полностью блокируют создание контента.1

Как снизить стоимость лида при помощи маркет-платформы ВКонтакте: на примере одного проекта Статья

Продукт – защитная пленка на стол, который защищает поверхность от царапин. Замена старой дедовской скатерти.1