Всё для рекламы
и про рекламу
Навигация по статье
Определение экономической эффективностиМетоды повышения Показатели экономической эффективностиПример расчета экономической эффективностиЭффективность капитальных вложенийЭкономическая эффективность и дефицитЭффективность производства и распределенияЗаключение
Управление

Как рассчитать экономическую эффективность

129058
5

Определение экономической эффективности

Экономическая эффективность — это показатель, который можно получить измерив доходы и расходы целого производства или определенного проекта. Если первый показатель выше по сравнению со вторым, то все идет хорошо и производство достигло целей. Если же все наоборот — предприятие несет убытки. Иными словами — это достижение желаемых результатов с минимальными усилиями, затратами или отходами.

Смысл экономической эффективности в том, чтобы из доступных компании ресурсов получить максимальный результат, который не только окупит затраты, но и принесет прибыль. Поэтому компании постоянно ищут выгодные материалы, поставщиков и всеми способами стараются уменьшить отходность производства.

По сути, состояние экономической эффективности — теория, у которой нет предела. Можно бесконечно придумывать способы, которые будут увеличивать доход и уменьшать затраты. 

Методы повышения 

Каждая компания заинтересована в повышении экономической эффективности. В это входит комплекс конкретных мер по росту эффективности производства в заданных направлениях. 

Вот несколько распространенных примеров:

Делать стандартное количество товаров или услуг, но уменьшить затраты 

Для этого необходимо повышать производительность труда за счет автоматизации бизнеса, повышения квалификации сотрудников, уменьшения отходности и улучшения производственной техники. Да, в некоторых моментах придется потратиться и заменить оборудование 80-90 годов на более новое и актуальное. Как правило, оно себя быстро окупает, так как предприятие может увеличить объем выпускаемой продукции, а значит и продаж. 

Например, завод производит тысячу единиц автомобильных запчастей каждую неделю, которые можно продать по 100 рублей за штуку. В один момент компания решила, что нужно больше прибыли, а значит пора ускорять деятельность производство и выпускать две тысячи запчастей в неделю. 

В этом случае стоит обратить внимание на то, соответствует ли оборудование и количество рабочей силы, которое необходимо для эксплуатации машины на этом заводе. Может потребоваться больше сотрудников или продление рабочей смены, что в любом случае ведет к повышению заработной платы. Если придется повышать оплату труда, то увеличение производительности станет неэффективным. Необходимо поддерживать баланс между заработной платой и объемом производства.

Делать обычное количество товаров или услуг, но уменьшить затраты 

Этого можно достичь путем экономии ресурсов, с помощью применения ресурсосберегающих технологий или сокращения сотрудников. Важно подметить, что не стоит увольнять большое количество людей, если бизнес недостаточно автоматизирован.

Каждый предприниматель сам решает, какой из способов использовать. Все зависит от того, какие цели стоят у бизнеса.

Как правило, во время экономического роста и повышения спроса, уместно применять первый метод, а при спаде — второй. Стоит учесть, что второй случай в принципе стоит использовать как временный вариант. 

Главное, стараться придерживаться того, что ресурсы необходимо использовать на 100% в том случае, когда на них есть спрос и можно прогнозировать будущий доход от продаж. Если спрос падает или его нет, а предприятие работает в полную силу — это нельзя назвать экономической эффективностью.

Показатели экономической эффективности

Эффективность оценивают с точки зрения достижения экономических целей. Они могут быть долгосрочными, такими как постоянный рост и развитие, или краткосрочными, такими как стабилизация экономики в ответ на непредсказуемые события, которые называют экономическими потрясениями.

Чтобы узнать, насколько хорошо экономика справляется с этими задачами, экономисты используют широкий спектр показателей. Они измеряют макроэкономические переменные, которые прямо или косвенно позволяют судить о том, улучшились или ухудшились экономические показатели. 

  • Окупаемость затрат. Период времени, который необходим для того, чтобы доходы начали покрывать расходы.
  • Валовый доход включает в себя чистый доход и фонд оплаты труда. 
  • Прибыль — реализованная часть дохода с учетом всех расходов.
  • Рентабельность — отношение прибыли к затратам, как правило, определяется по товарной продукции, однако может быть определена и по валовой продукции.
  • Норма прибыли — отношение прибыли к стоимости основных и оборотных фондов.
  • Себестоимость или индивидуальная цена — сумма, затраченная при производстве товара. Это один из главных показателей производства. 
  • Производительность труда — выход валовой и чистой продукции на единицу затрат труда. Для более правильной оценки эффективности, наряду с производительностью живого труда, важно оценить фондоемкость, окупаемость и материалоемкость.

Пример расчета экономической эффективности

Экономическая эффективность — показатель того, насколько хорошо обстоят дела с экономической точки зрения, по сравнению с тем, насколько хорошими они потенциально могут быть. 

Формула для определения экономической эффективности выглядит следующим образом:

Измерение экономической эффективности

Эффективность по Парето

Также, в экономике часто используется концепция эффективности, основанной на методе Парето. Показатель назван в честь Вильфредо Парето, итальянского инженера и экономиста. Распределение считается эффективным, если с этого момента невозможно сделать что-то лучше, не ухудшая положение чего-то другого. Например, если производство работает на износ, невозможно увеличить объем, не ухудшив физического и морального состояния работников или качества продукции. 

Концепция эффективности, которую используют экономисты, часто подвергается критике со стороны философов и политологов. Критика исходит не из логической конструкции эффективности Парето, а из того, что экономисты склонны обосновывать рекомендации на основе повышения эффективности, а не с учетом моральных или социальных проблем.

Эффективность капитальных вложений

То, насколько эффективно организация распределяет свой капитал, может определить разницу между  успехом и недостаточной устойчивостью эффективности на рынке. Еще больше повышает ставки неопределенность и сложность, которые часто мешают оценить эффективность капитальных вложений.  

Она определяется путем сопоставления полученного эффекта от их применения с величиной вложений. В зависимости от целей анализа, определяют абсолютную и сравнительную экономическую эффективность капитальных вложений.

Абсолютную экономическую эффективность определяют с помощью соотношений результата или эффекта к величине вложенных затрат или ресурсов, которые могут быть определены в отдельности или в совокупности.

Сравнительная экономическая эффективность рассчитывается для сопоставления вариантов технических или хозяйственных решений с целью выбора наилучшего из них. В качестве критерия сравнительной экономической эффективности, наибольшее распространение получили показатель срока окупаемости дополнительных капитальных вложений. Также, используют коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений и показатель минимума приведенных затрат.

Экономическая эффективность и дефицит

Принципы экономической эффективности основаны на концепции нехватки ресурсов. Поэтому не существует достаточных ресурсов для обеспечения того, чтобы все аспекты экономики всегда функционировали с максимальной эффективностью. Вместо этого скудные ресурсы должны быть распределены таким образом, чтобы идеально удовлетворять потребности экономики, одновременно ограничивая количество производимых отходов. 

Например, «идеальное государство» напрямую связано с благосостоянием населения с максимальной эффективностью, что приводит к возможному уровню благосостояния, основанному только на имеющихся ресурсах.

Эффективность производства и распределения

Производственные фирмы стремятся максимизировать свою прибыль и принести наибольший доход при минимальных затратах. Для этого они выбирают способы, которые позволят уменьшат их затраты, а производить при этом как можно больше продукции. Поступая таким образом, они работают эффективно. Потребители также стремятся улучшить свое благосостояние, покупая те товары, которые будут нести наименьшие затраты. Спрос рождает предложение и важно стремиться производить то количество продукции, которое необходимо.

Эффективность распределения — один из аспектов действенности рынка, отражающий эффективность рынка в распределении выпуска от производителей к потребителям. Затраты распределения включают в себя расходы на транспортировку, хранение и управление, а также прибыль оптовика. Кроме того, производители несут торговые затраты и затраты на рекламирование, при этом создавая и поддерживая спрос на свою продукцию. Наибольшая эффективность распределения достигается тогда, когда издержки минимизируются, а торговые затраты поддерживаются на уровне, необходимом для сохранения общего рыночного спроса.

Заключение

Экономическая эффективность способствует сбалансированности потерь и выгод для производства и потребителей. Достигая эффективности производства, предприятие может понести убытки при создании одного товара в пользу другого, одновременно получая выгоду от возросшего спроса на другие услуги. Предприятия в условиях эффективной экономики могут легко адаптироваться к требованиям рынка и компенсировать любые потери.

Хотите тоже написать статью для читателей Yagla? Если вам есть что рассказать про маркетинг, аналитику, бизнес, управление, карьеру для новичков, маркетологов и предпринимателей. Тогда заведите себе блог на Yagla прямо сейчас и пишите статьи. Это бесплатно и просто
Валиуллин РуфатИнтересуюсь Digital и IT-cферой, геймдевом, а так же всем, что касается баланса жизни и работы.
129058
5
11
Написать комментарий
Сергей АвдотьевAugust 24, 2021 в 12:01 PM
В малом бизнесе, на каком-нибудь небольшом частном предприятии, экономическая эффективность и так видна, без какого-либо специального расчёта. Но это только при условии, что владелец предприятия не полный дуб в бизнесе, таким никакие экономические расчёты не помогут. В крупном и среднем бизнесе без анализа экономической эффективности действительно не обойтись, там запросто можно не углядеть бизнес-процессы, которые нуждаются в оптимизации.
Наталья ЖуковаAugust 17, 2021 в 11:36 AM
Все логично. В этом деле дебет должен подружиться с кредитом. Вообщем, берем кредит на бизнес. Закупаем необходимый товар, далее реализуем его наиболее удобным способом. И вот она прибыль. Экономические показатели прибыли в плюсе. Это очень хорошо. Незабываем: уплатить налоги, выплатить сам кредит и набежавшие проценты по нему. А еще заплатим посредникам или торговой площадке. Если бизнес запустили, а прибыль не капает, то это не есть хорошо. Придется подумать о признании себя банкротом и запускать процедуру банкротства. Формула расчета экономической эффективности весьма понятна. А уж как пойдет бизнес- это уже совсем другая история.
Вова ГлушковAugust 20, 2021 в 3:11 PM
Как у вас все просто, но это только на бумаге, а прогореть не боитесь и остаться в долгах и не с чем. И какой необходимы товар закупать и как узнать будет он пользоваться спросом или нет. Не все так просто, как кажется.
Алексей МатвеевAugust 19, 2021 в 9:33 AM
Все правильно. Если расходы меньше прибыли, то экономическая эффективность у нас будет положительная. А если от полной выручки мы отнимем затраченные средства, то получим чистую прибыль. Останется уплатить налоги и иные дополнительные и сопутствующие расходы, в виде: кредитов, займов и других финансовых обязательств.
Олег КонановAugust 17, 2021 в 3:47 PM
Особенно это актуально сейчас в эпоху Ковида, когда каждый цент на счету, и грамотное управление поможет выжить в этих непростых реалиях. Да и вообще, это залог успеха.
Обсуждаемое

Настройка контекстной рекламы: Кого выбрать — агентство или фрилансера? Статья

В современном бизнесе контекстная реклама является одним из самых эффективных инструментов для продвижения товаров и услуг. Однако успешная настройка рекламных кампаний требует глубоких знаний и опыта.

10 нейросетей для создания видео: обзор лучших сервисов и программ Статья

Хотите записать рекламный или обучающий ролик, не выходя из дома? В статье собрала топ-10 бесплатных нейросетей для создания видео. Однако AI не всегда оправдывает ожидания и результат может быть не таким, как вы хотели.

Будущее образования: как институт Навигатор внедряет VR и AR технологии для повышения качества обучения Статья

Институт «Навигатор» активно использует современные технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) для совершенствования образовательных и корпоративных программ. Эти иммерсивные решения помогают переосмыслить традиционные методы обучения, делая его не только более захватывающим и визуально привлекательным, но и более эффективным.
Свежее

5% → 20% конверсия сайта: как клиент Vitamin.tools находит покупателей в нише автоюристов Статья

Когда большинство трафика идет со звонков, 80% успеха рекламы зависит от лендинга. Но что делать, если алгоритм Директа не фиксирует конверсии и не понимает кому показывать рекламу? Ответ в кейсе Сергея Чернопазова — клиента рекламной экосистемы Vitamin.

Как попасть в ТОП Яндекс Карт Статья

8 неочевидных советов для маркетологов от экспертов рекламной экосистемы Vitamin. tools, возвращающей до 18% от пополнения рекламы.

Продвижение и реклама недвижимости: самый полный гайд 2024 Статья

Дорогой клик, высокая конкуренция, зависимость от сезона, политических и экономических событий и масса других причин делают работу в нише недвижимости одной из самых сложных. Эксперты Kokoc Performance рассказали, что делать в таких условиях и как успешно продвигать и продавать квартиры и дома через интернет.