Против этого закона выступают блогеры, авторы образовательных проектов и даже президиум Российской академии наук. Разбираемся, в чем дело.
18 ноября 2020 года в Госдуму был внесен Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно поправкам, в закон об образовании впервые вводится само понятие просветительства – образовательной деятельности за рамками официальных программ.
Также вводится понятие регулирования такой деятельности – эта обязанность возлагается на правительство.
Запрещается использование такой деятельности для разжигания социальной, расовой и других типов розни. Когда поправки вступят в силу (с 1 июня 2021 года), образовательные организации должны будут получать разрешения от чиновников на заключение международных договоров.
Вроде бы всё по делу, чем же недовольны оппоненты?
В тексте законопроекта отсутствует четкое определение «просветительской деятельности», поэтому пока не ясно, какие именно проекты попадут под его действие.
Основатели онлайн-школ и EdTech-платформ, обеспокоены, что он может усложнить жизнь их бизнесу.
Под понятие «просветительской» попадает деятельность любой компании, которая проводит мастер-классы, вебинары и другие мероприятия, целью которых является передача знаний и навыков, говорит адвокат Андрей Кузьмин.
Юрист предполагает, что просветители столкнутся с классическими плановыми и внеплановыми проверками сотрудников Рособрнадзора.
«Если регулирующие органы выявят нарушения, они, скорее всего, будут выносить предписания и выписывать штрафы».
По словам Кузьмина, пока проверяют только образовательные организации – у них есть формальные программы обучения и они могут выдавать официальные дипломы об окончании этих программ. А новый закон позволит проверять любого, кто делится со своей аудиторией какими-либо знаниями и навыками, считает он.
Вот что говорят известные предприниматели из области EdTech в опросе, проведенном Forbes.
Максим Спиридонов, основатель онлайн-проекта Digital Dolina, ранее CEO онлайн-платформы «Нетология»:
«Власть создает систему инициатив, подобных «пакету Яровой» и закону о «суверенном рунете».
Такие проекты – это инструменты уничтожения любой неугодной власти позиции. Для таких крупных компаний, как «Нетология-групп», «Фоксфорд», EdMarket и подобных им, сначала последствий не будет.
Они, если выражаться метафорически, – бронепоезд, который будет стоять на запасном пути. Однако, впоследствии, если власти что-то не понравится, с помощью нового закона она сможет оказывать давление на всех: в том числе на проекты «Нетологии-групп», которыми я руководил прежде, и на проект Digital Dolina, которым я занимаюсь сейчас».
Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы Skyeng:
«Этот закон представляет собой еще один инструмент для борьбы со свободомыслием и инакомыслием в любых формах. То есть власть поставила перед собой задачу – бороться не с самим просвещением, а с «неправильными» настроениями. Видимо, скорость принятия закона важнее его качества. Если механизмы регулирования будут слишком жесткими, конечно, придется сворачивать деятельность.
В самом крайнем случае можно будет переехать за границу, но это план, к которому я бы прибегнул в последнюю очередь».
Оксана Селендеева, основательница онлайн-школы Coddy:
«Этот закон – бред и маразм. Когда создаешь правило, нужно прописать, при каких условиях оно действует, особенно в таком сложном деле, как образование и просветительская деятельность.
Я человек вне политики, но мне кажется, что это политическая история. Если вдруг кто-то будет неугоден власти, к нему можно применить закон.
На мой взгляд, в нашей стране достаточно других вопросов, на которые правительству действительно стоило бы обратить внимание, – домашнее насилие, например. Решать подобные проблемы гораздо важнее, чем принимать непонятные законы о просветительской деятельности».
Михаил Мягков, основатель онлайн-платформы MAXIMUM Education:
«Меня удивляет слишком широкая трактовка понятия «просветительская деятельность». Под это определение попали все. Теперь не только наша компания, которая занимается образовательной деятельностью, но и любой блогер становится «просветителем».
Что это означает для всей страны – я рассуждать не берусь. Но для рынка образования, кажется, это новые возможные ограничения, бюрократические процедуры, неясный контроль и надзор. Проще не будет точно».