Установка кода Google Analytics

В этой статье вы узнаете, как работает код Google Analytics, как его установить на сайте и что при этом учитывать.

Что такое код отслеживания

Трекинг-код Google Analytics — это фрагмент кода JavaScript, который собирает и отправляет данные об уникальных посещениях страницы в Google Analytics.
 
Чтобы активировать его работу, нужно вставить в шаблон страницы сайта часть кода перед закрывающим тегом </head> и заменить UA-XXXXX-X на ID.

Где размещать код отслеживания Google

Конечно, код отслеживания выполняет функцию в любой части страницы. Другой вопрос — насколько хорошо он это делает.
 
Асинхронные коды следует помещать в верхней части тега <head>, перед любым другим скриптом и тегами CSS. Так скрипт загружается один раз, затем сохраняется в кэше (сохраняется на компьютер, и не нужно загружать его повторно), что ускоряет процесс.

Какие коды сейчас поддерживаются Google Analytics

Код ga.js на данный момент (с 2014 года) устарел, использовать его не рекомендуется. Выбирайте analytics.js (Universal Analytics) или gtag.js. Первый пользуется большей популярностью, а gtag.js — это абсолютно новый подход к сбору данных (об этом дальше в статье).
 
Если используете gtag, код Universal Analytics устанавливать не нужно.

Как узнать, какая библиотека Google Analytics на вашем сайте

Посмотрите, что подгружается в коде.
 
Установка кода Google Analytics — проверка библиотеки Google Analytics, установленной на сайте
Либо вызовите консоль разработчика и на вкладке «Сеть (Network)» посмотрите подгружаемые скрипты .js.
 
Установка кода Google Analytics — подгружаемые скрипты в консоли разработчика

Как работает код analytics.js

Стандартный фрагмент кода выглядит так:
 
Установка кода Google Analytics — стандартный код analytics.js
Его основные задачи следующие:
 
  • Создает элемент <script>, который инициирует асинхронную загрузку библиотеки analytics.js со страницы https://www.google-analytics.com/analytics.js;
  • Инициирует глобальную функцию ga (называемую очередью команд ga()), которая позволяет запланировать выполнение команд после полной загрузки и готовности библиотеки analytics.js;
  • Добавляет в очередь команд ga() команду создания нового счетчика для ресурса, который указан в параметре 'UA-XXXXX-Y';
  • Добавляет в очередь команд ga() команду отправить в Google Analytics обращение типа pageview для текущей страницы.
 
Для передачи событий нужно добавить конструкцию:
 
Установка кода Google Analytics — передача событий в analytics.js
Загружается и выполняется этот код асинхронно на всех браузерах. Однако современные браузеры не поддерживают его предварительную загрузку. На этот случай есть альтернативный асинхронный код:
 
Установка кода Google Analytics — альтернативный асинхронный код analytics.js
Обратите внимание, в Internet Explorer 9 и старых мобильных браузерах, которые не распознают атрибут async, скрипт может загружаться синхронно. Поэтому учитывайте особенности вашей аудитории.

Какой код analytics.js лучше использовать — стандартный или альтернативный

Любой. Главное, чтобы ваш браузер поддерживал предварительную загрузку первого скрипта. Второй, как правило, позволяет повысить производительность в современных браузерах.

Как отслеживать электронную торговлю

Для неё есть специальный код, который учитывает специфику e-commerce:
 
Установка кода Google Analytics — код для отслеживания электронной торговли в analytics.js
Причем для использования электронной торговли необходимо в коде подключить дополнительный плагин:
 
Установка кода Google Analytics — плагин электронной торговли в analytics.js

Какие данные получает код отслеживания

При каждом посещении страниц сайта в Google Analytics отправляется обращение категории pageview. Благодаря этому можно узнать, например:
 
  • Как долго пользователь был на сайте;
  • Сколько времени он находился на каждой странице и в каком порядке их посещал;
  • Какие ссылки нажимал (в соответствии с URL следующего обращения типа pageview).
 
Скрипт анализирует первоначальную страницу, IP-адрес и агента, что позволяет также определять такие параметры посетителя, как:
 
  • Географическое положение;
  • Браузер и ОС;
  • Размер экрана и наличие Flash или Java;
  • Источник перехода.

Как получать информацию о дополнительных взаимодействиях

Может потребоваться изменить последние две строки фрагмента отслеживания JavaScript (команды create и send) или добавить код.
 
Не модифицируйте код, который загружает библиотеку analytics.js или инициирует функцию очереди команд ga().

Когда не нужно размещать код в «голове» страниц

Есть два исключения.

Пользовательские переменные отслеживания

Они всегда на странице в режиме ожидания очередного просмотра или другого события.
 
Пользовательскую переменную можно установить в «голове» документа, и она активируется до того, как Google отправит код HTML. Но если разработчики построили страницу иначе и вы не хотите ничего менять, можно создать пользовательскую переменную где угодно. Удалите эту строку из асинхронного кода:
 
Установка кода Google Analytics — настройка пользовательских переменных для отслеживания в analytics.js
Вставьте её на любую страницу после того, как установили переменные. Так код не прерывает загрузку, и вы можете отслеживать пользовательские переменные в любом блоке страницы.
 
Да, это может снизить точность данных, если посетитель уходит сразу после загрузки страницы.

Отслеживание событий

Второе исключение — функция «Отслеживание событий». Когда происходит событие, сигнал идет к переменной отслеживания. Как учесть «быстрых» посетителей:
 
Установка кода Google Analytics — настройка отслеживания событий
1) Создаем переменную, устанавливаем в ключевом пространстве 1 (из 5). Называем её «Статус». Устанавливаем значение «Logged In» — оно не изменится, пока не произойдет нужное событие.
 
2) Создаем событие, относим его к группе «Пользовательские» и определяем действие — «Загрузка страницы».
 
Варианта два: событие произошло и событие не произошло.
 
Для первого присваиваем ярлык, например 0 (может быть любое другое значение, удобное для вас). Также устанавливаем значение для второго варианта (событие не произошло).

Как работает код gtag.js

Функция Global Site Tag доступна с октября 2017 года. В чем её новизна?
 
Если для analytics.js нужно добавлять по отдельности фрагменты кода всех продуктов Google — для отслеживания конверсий, ремаркетинга, электронной коммерции и т.д., — здесь появляется единый тег, который отправляет данные во все маркетинговые и аналитические инструменты Google.
 
Так гораздо проще совмещать разные теги в коде и подключать продукты. Например, чтобы не дублировать полностью два кода GA, можно добавить одну строку:
 
Установка кода Google Analytics — создание двух кодов Google Analytics
При создании нового счетчика код gtag.js выглядит так:
 
Установка кода Google Analytics — код gtag.js
config — это команда, которая подтягивает соответствующую библиотеку для выбранного продукта, например analytics.js для Google Analytics или conversion.js для Google Рекламы.

Как передавать события в gtag.js

Используйте следующую конструкцию:
 
Установка кода Google Analytics — конструкция для передачи событий в gtag.js
  • <action> — это строка, которая указывается в отчетах Google Analytics как действие по событию;
  • <category> — категория события;
  • <label> — ярлык события;
  • <value> — ценность события, выраженная целым неотрицательным числом.
 
Пример для события «Покупка» (purchase) в электронной торговле:
 
Установка кода Google Analytics — передача события «Покупка» для электронной торговли

В чем преимущества Global Site Tag

Стоит один раз его установить — и можно использовать все новые фишки GA без подключения новых скриптов. К тому же у вас всегда будут обновленные скрипты сервисов Google.
 
Также смотрите, чем удобен Global Site Tag при настройке целей.
 
При подготовке статьи использованы материалы блога Якова Осипенкова.