Все о бизнесе
и маркетинге
Навигация по статье
Что важно Этап 1: Определите цель Этап 2: Привлекайте правильных участников Этап 3: Выберите формат Этап 4: Сформулируйте задачи / сценарии Этап 5: Составьте вопросники Этап 6: Проведите пробный запуск Этап 7: Фиксируйте результаты Кейс: юзабилити-тест в действии Заключение
Маркетинг

Алгоритм юзабилити-тестирования

5910
Юзабилити-тестирование покажет, насколько удобно пользователю находить информацию и совершать действия на сайте. Это позволяет на полпути понять, что делать дальше – оставить дизайн прежним или дорабатывать.
 
Малейший промах может провалить тест. В этой статье вы узнаете, что учитывать на каждом этапе тестирования.

Что важно

Любой тест уникальный по цели и задачам. Однако есть и общие моменты, которые стоит прояснить в самом начале:
 
  • С чего начинать?
  • Какие этапы нужно пройти?
  • Как не упускать важные детали?
  • Какие ловушки придется преодолеть?
  • Как получать валидные и значимые данные?
 
В планировании поможет следующий алгоритм.

Этап 1: Определите цель

Сформулируйте четкий результат исследования и решите, какие данные для этого лучше собрать.
 
Тест может включать общие вопросы:
 
  • Какая навигация улучшает пользовательский опыт?
  • Как посетители взаимодействуют с приложением / сайтом?
 
Или специфичные:
 
  • Что мешает пользователям совершать целевое действие на сайте?
  • Что при оформлении заказа привлекает внимание?
 
Однако чем больше вопросов в программе исследования, тем шире поле для ошибок в интерпретации. Спрашивайте только то, что помогает в достижении цели.

Этап 2: Привлекайте правильных участников

Это посетители сайта и целевые пользователи.
 
Выясните, кто пользуется текущей системой, и решите, на каких потенциальных клиентов вы рассчитываете.
 
Определите число участников. Обычно от 3 до 8. Чем их больше, тем больше ошибок юзабилити можно выявить. Так выглядит эта зависимость:
 
Юзабилити тестирование – соотношение участники теста - проблемы юзабилити
 
Рекомендуемое количество – 50-150 человек.

Этап 3: Выберите формат

Персональное юзабилити-тестирование

Оно хорошо тем, что позволяет считывать язык тела и оценивать поведение людей в реальной жизни.
 
  • Молчаливый наблюдатель: вы стоите рядом с пользователями, не контактируете с ними, а анализируете их поведение и то, как они справляются с задачами.
  • Метод мыслей вслух: участники описывают все, что делают и думают по ходу. Это дает четкое вИдение, что примерно происходит в умах посетителей.
  • Метод синергетического взаимодействия: два пользователя выполняют задания вместе и помогают друг другу. Вы им не подсказываете и оцениваете, как они преодолевают трудности при работе с сайтом.

Удаленное юзабилити-тестирование

Это альтернатива персональному тестированию, которая экономит вам время и деньги. Пользователи совершают задачи, где и как им удобно.
 
  • Модерированное: вы взаимодействуете с участником онлайн.
  • Немодерированное: вы не можете задавать ему вопросы и вообще как-либо вмешиваться.

Этап 4: Сформулируйте задачи / сценарии

Вот два вида задач:
 
  • Открытые / исследовательские: как правило, более широкие, ориентированные на исследование. Этот тип предполагает более одного ответа, и ответы у всех пользователей разные. Вы даете участникам минимум информации о выполнении.
  • Закрытые / специфические: более узкие и ориентированные на цель. Они ограничивают масштаб исследования и приносят более точные результаты.
 
Важно найти золотую середину. Как это сделать?

Требования к задачам

  • Задача ≠ вопрос

Почему? Нет никакой пользы от вопросов с предсказуемыми или «от балды» ответами.

  • Конкретные формулировки

Не оставляйте пользователей в неведении, что им делать и какой следующий шаг.

При этом не фокусируйтесь на мельчайших и незначительных деталях, освещайте только те стороны системы, которые важны для вас.

  • Избегайте инструкций

Вдаваться в другую крайность и давать указания, как правильно пройти тест, тоже не нужно. Вместо достоверных результатов вы получите то, что сами ожидаете, а какой тогда смысл в тестировании?

  • Создайте условия, близкие к реальным
Так вы получите честное мнение пользователей о системе: что они думают, как преодолевают сложности и что в итоге из этого получается.

Этап 5: Составьте вопросники

Есть два основных типа вопросников для юзабилити-тестов.

Предварительные вопросники

Они содержат 7-10 вопросов, которые дают релевантную информацию о посетителях – возраст, пол, образование, убеждения и т.д. Важно, чтобы они напрямую относились к пользователям, цели и объекту тестирования:
 
Как часто вы покупаете онлайн?
 
  • Никогда;
  • Покупал(а) 1-2 раза в прошлом году;
  • Примерно 3-7 раз в год;
  • Регулярно (укажите, как часто).
 
Вы оцениваете, как эффективнее вовлечь целевую аудиторию и от чего это зависит.

Послетестовые вопросники

Эти вопросы помогают понять впечатления участника, которые он получил в ходе тестирования. Попросите рассказать, просто или сложно ему было использовать систему, вдохновил или разочаровал его этот опыт.
 
Пример:
 
Как вам приложение?
 
  • Легко использовать;
  • Сложно использовать.
 
Пожалуйста, объясните, почему вы так считаете? (открытый вопрос).

Этап 6: Проведите пробный запуск

«Репетиция» исследования помогает оценить готовность, выявить и устранить проблемы на раннем этапе.
 
Пилотный тест покажет, сколько времени выделить на каждую задачу. Если их много, отсортируйте по важности и релевантности для главной цели.
 
Попробуйте сами или попросите коллег предварительно пройти тест. Один или два пробных участника – более, чем достаточно, чтобы обнаружить грубые ошибки и подготовиться к реальному эксперименту.
 
Если пилотный запуск успешный, он также дает полезные, а порой неожиданные открытия.
 
Важно! Привлекайте пользователей, которые не знакомы со всеми нюансами системы, которую вы тестируете.

Этап 7: Фиксируйте результаты

Универсального метода анализа данных нет. Выберите то, что работает для вас.
 
Резюмируйте, с какими трудностями столкнулись пользователи и сделайте выводы. Можно разбить проблемы по категориям, оценить по серьезности или важности. Определите, над какими стоит работать в первую очередь, а какие вычеркнуть из списка.
 
Далее – пример юзабилити-теста для крупного интернет-продавца решений в области цифровой фотографии.

Кейс: юзабилити-тест в действии

Цель: ответить на вопросы и изменить нужные разделы сайта:
 
  • Просто ли найти конкретный продукт на странице?
  • Насколько просто создать его по своим пожеланиям и добавить в корзину?
 
Участвовали 6 пользователей.
 
Формат: метод мыслей вслух.
 
Сценарий: им предлагали создать подарок для ребенка – коллаж из фотографий для украшения спальни.
 
Задачи:
 
  • Выбрать нужные снимки;
  • Создать 3 варианта;
  • Добавить их в корзину;
  • Создать открытку для ребенка с помощью данных фотографий;
  • Завершить покупку.
 
Опросник и основные комментарии участников
 
1) «Как вы оцениваете ваш опыт взаимодействия с сайтом?»
 
5 пользователей из 6 дали положительные ответы.
 
2) Что больше всего разочаровало на сайте?
 
  • Проблемы функциональности;
  • Глючность сайта;
  • Медленная скорость.
 
3) Что больше всего не понравилось в работе конструктора?
 
  • Навигация;
  • Нет подсказок и индикаторов процесса;
  • Трудно найти кнопку CTA (призыва к действию).
 
4) Что в первую очередь стоит улучшить?
 
  • Расширить опции дизайна и фильтров;
  • Сделать прозрачными следующие шаги.
 
Тестирование выявило проблемные области:
 
  • Функциональность конструктора;
  • CTA «Добавить в корзину» и «Сохранить проект»;
  • Путь пользователя.

Заключение

Чтобы тест прошел без проблем и неприятных сюрпризов, запустите его в пилотном режиме. Это также возможность оценить время на задачи и выяснить, понятны ли они аудитории.
 
И не забывайте: от того, насколько тщательно вы подготовили исследование, зависит валидность и значимость его результатов.
Опубликовано редакцией Yagla
5910
0
Читайте ещё статьи по этой теме

Маркетинговый анализ аудитории перед созданием продающего контента Лонгрид

Привет, друзья!Меня зовут Надежда Богданова, я копирайтер-маркетолог, специалист по текстам для лендингов. Еще весной обещала рассказать, как я это делаю…Речь про маркетинговое исследование и анализ для создания продающих текстов.2

Как сделать аудит сайта своими руками Лонгрид

Мотивирует ли ваш сайт целевого пользователя, перешедшего с контекстного объявления, на заявку / покупку, или наоборот побуждает к «бегству»? Ответ на этот вопрос дает аудит сайта. Привлекать специально обученного человека для этой задачи – немалые затраты и зачастую непредсказуемый результат.

Как отслеживать источники трафика в онлайне: все виды меток Лонгрид

Чтобы контекстная реклама приносила заявки и прибыль, мало просто её настроить и забыть. Надо постоянно отслеживать кампании и доводить их до ума.
Обсуждаемое

Как создать эффективную команду, 8 стратегий создания эффективной команды Лонгрид

Тот факт, что группа людей работает вместе, не означает, что они автоматически образуют эффективную сплоченную команду. Если вы отвечаете за руководство командой, вам необходимо разработать собственный план построения команды как целостной единицы.14

Как посмотреть аналитику в Tik Tok? Лонгрид

TikTok недавно запустил собственный аналитический инструмент, очень похожий на тот, что встроен в аккаунты Instagram Creator. Аналитическая панель TikTok позволяет получить представление об общей аудитории тиктокера и эффективности опубликованного им контента.13

Как повысить эффективность продаж Лонгрид

Один из лучших способов заработать больше денег в своем бизнесе — это продавать больше своих товаров или услуг. Есть много способов повышения эффективности продаж в зависимости от вашей отрасли, рынка и бизнес-целей.7
Свежее

Как создать группу в ВК Лонгрид

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь и давно стали чем-то большим, нежели простым инструментом для общения. Один из самых распространенных способов их применения – это привлечение новых клиентов с помощью групп.

Как попасть в рекомендации TikTok Лонгрид

Рекомендации ТикТок – это раздел приложения, в котором показывают пользователям наиболее востребованные видео. Сервис автоматически анализирует контент и определяет ролики, активно набирающие просмотры, комментарии и лайки.1

Как увеличить прибыль в 2 раза без повышения рекламного бюджета. Производство рольставней Лонгрид

Как собирать лидов, разрабатывать и внедрять стратегию продвижения, чтобы удвоить прибыль при том же рекламном бюджете – рассказывает Евгений Ванжула, руководитель отдела проектов в агентстве интернет-маркетинга adsON. .