Алгоритм юзабилити-тестирования

Юзабилити-тестирование покажет, насколько удобно пользователю находить информацию и совершать действия на сайте. Это позволяет на полпути понять, что делать дальше – оставить дизайн прежним или дорабатывать.
 
Малейший промах может провалить тест. В этой статье вы узнаете, что учитывать на каждом этапе тестирования.

Что важно

Любой тест уникальный по цели и задачам. Однако есть и общие моменты, которые стоит прояснить в самом начале:
 
  • С чего начинать?
  • Какие этапы нужно пройти?
  • Как не упускать важные детали?
  • Какие ловушки придется преодолеть?
  • Как получать валидные и значимые данные?
 
В планировании поможет следующий алгоритм.

Этап 1: Определите цель

Сформулируйте четкий результат исследования и решите, какие данные для этого лучше собрать.
 
Тест может включать общие вопросы:
 
  • Какая навигация улучшает пользовательский опыт?
  • Как посетители взаимодействуют с приложением / сайтом?
 
Или специфичные:
 
  • Что мешает пользователям совершать целевое действие на сайте?
  • Что при оформлении заказа привлекает внимание?
 
Однако чем больше вопросов в программе исследования, тем шире поле для ошибок в интерпретации. Спрашивайте только то, что помогает в достижении цели.

Этап 2: Привлекайте правильных участников

Это посетители сайта и целевые пользователи.
 
Выясните, кто пользуется текущей системой, и решите, на каких потенциальных клиентов вы рассчитываете.
 
Определите число участников. Обычно от 3 до 8. Чем их больше, тем больше ошибок юзабилити можно выявить. Так выглядит эта зависимость:
 
Юзабилити тестирование – соотношение участники теста - проблемы юзабилити
 
Рекомендуемое количество – 50-150 человек.

Этап 3: Выберите формат

Персональное юзабилити-тестирование

Оно хорошо тем, что позволяет считывать язык тела и оценивать поведение людей в реальной жизни.
 
  • Молчаливый наблюдатель: вы стоите рядом с пользователями, не контактируете с ними, а анализируете их поведение и то, как они справляются с задачами.
  • Метод мыслей вслух: участники описывают все, что делают и думают по ходу. Это дает четкое вИдение, что примерно происходит в умах посетителей.
  • Метод синергетического взаимодействия: два пользователя выполняют задания вместе и помогают друг другу. Вы им не подсказываете и оцениваете, как они преодолевают трудности при работе с сайтом.

Удаленное юзабилити-тестирование

Это альтернатива персональному тестированию, которая экономит вам время и деньги. Пользователи совершают задачи, где и как им удобно.
 
  • Модерированное: вы взаимодействуете с участником онлайн.
  • Немодерированное: вы не можете задавать ему вопросы и вообще как-либо вмешиваться.

Этап 4: Сформулируйте задачи / сценарии

Вот два вида задач:
 
  • Открытые / исследовательские: как правило, более широкие, ориентированные на исследование. Этот тип предполагает более одного ответа, и ответы у всех пользователей разные. Вы даете участникам минимум информации о выполнении.
  • Закрытые / специфические: более узкие и ориентированные на цель. Они ограничивают масштаб исследования и приносят более точные результаты.
 
Важно найти золотую середину. Как это сделать?

Требования к задачам

  • Задача ≠ вопрос

Почему? Нет никакой пользы от вопросов с предсказуемыми или «от балды» ответами.

  • Конкретные формулировки

Не оставляйте пользователей в неведении, что им делать и какой следующий шаг.

При этом не фокусируйтесь на мельчайших и незначительных деталях, освещайте только те стороны системы, которые важны для вас.

  • Избегайте инструкций

Вдаваться в другую крайность и давать указания, как правильно пройти тест, тоже не нужно. Вместо достоверных результатов вы получите то, что сами ожидаете, а какой тогда смысл в тестировании?

  • Создайте условия, близкие к реальным
Так вы получите честное мнение пользователей о системе: что они думают, как преодолевают сложности и что в итоге из этого получается.

Этап 5: Составьте вопросники

Есть два основных типа вопросников для юзабилити-тестов.

Предварительные вопросники

Они содержат 7-10 вопросов, которые дают релевантную информацию о посетителях – возраст, пол, образование, убеждения и т.д. Важно, чтобы они напрямую относились к пользователям, цели и объекту тестирования:
 
Как часто вы покупаете онлайн?
 
  • Никогда;
  • Покупал(а) 1-2 раза в прошлом году;
  • Примерно 3-7 раз в год;
  • Регулярно (укажите, как часто).
 
Вы оцениваете, как эффективнее вовлечь целевую аудиторию и от чего это зависит.

Послетестовые вопросники

Эти вопросы помогают понять впечатления участника, которые он получил в ходе тестирования. Попросите рассказать, просто или сложно ему было использовать систему, вдохновил или разочаровал его этот опыт.
 
Пример:
 
Как вам приложение?
 
  • Легко использовать;
  • Сложно использовать.
 
Пожалуйста, объясните, почему вы так считаете? (открытый вопрос).

Этап 6: Проведите пробный запуск

«Репетиция» исследования помогает оценить готовность, выявить и устранить проблемы на раннем этапе.
 
Пилотный тест покажет, сколько времени выделить на каждую задачу. Если их много, отсортируйте по важности и релевантности для главной цели.
 
Попробуйте сами или попросите коллег предварительно пройти тест. Один или два пробных участника – более, чем достаточно, чтобы обнаружить грубые ошибки и подготовиться к реальному эксперименту.
 
Если пилотный запуск успешный, он также дает полезные, а порой неожиданные открытия.
 
Важно! Привлекайте пользователей, которые не знакомы со всеми нюансами системы, которую вы тестируете.

Этап 7: Фиксируйте результаты

Универсального метода анализа данных нет. Выберите то, что работает для вас.
 
Резюмируйте, с какими трудностями столкнулись пользователи и сделайте выводы. Можно разбить проблемы по категориям, оценить по серьезности или важности. Определите, над какими стоит работать в первую очередь, а какие вычеркнуть из списка.
 
Далее – пример юзабилити-теста для крупного интернет-продавца решений в области цифровой фотографии.

Кейс: юзабилити-тест в действии

Цель: ответить на вопросы и изменить нужные разделы сайта:
 
  • Просто ли найти конкретный продукт на странице?
  • Насколько просто создать его по своим пожеланиям и добавить в корзину?
 
Участвовали 6 пользователей.
 
Формат: метод мыслей вслух.
 
Сценарий: им предлагали создать подарок для ребенка – коллаж из фотографий для украшения спальни.
 
Задачи:
 
  • Выбрать нужные снимки;
  • Создать 3 варианта;
  • Добавить их в корзину;
  • Создать открытку для ребенка с помощью данных фотографий;
  • Завершить покупку.
 
Опросник и основные комментарии участников
 
1) «Как вы оцениваете ваш опыт взаимодействия с сайтом?»
 
5 пользователей из 6 дали положительные ответы.
 
2) Что больше всего разочаровало на сайте?
 
  • Проблемы функциональности;
  • Глючность сайта;
  • Медленная скорость.
 
3) Что больше всего не понравилось в работе конструктора?
 
  • Навигация;
  • Нет подсказок и индикаторов процесса;
  • Трудно найти кнопку CTA (призыва к действию).
 
4) Что в первую очередь стоит улучшить?
 
  • Расширить опции дизайна и фильтров;
  • Сделать прозрачными следующие шаги.
 
Тестирование выявило проблемные области:
 
  • Функциональность конструктора;
  • CTA «Добавить в корзину» и «Сохранить проект»;
  • Путь пользователя.

Заключение

Чтобы тест прошел без проблем и неприятных сюрпризов, запустите его в пилотном режиме. Это также возможность оценить время на задачи и выяснить, понятны ли они аудитории.
 
И не забывайте: от того, насколько тщательно вы подготовили исследование, зависит валидность и значимость его результатов.