Что такое Яндекс.Взгляд и как с ним правильно работать

Как правило, знания о целевой аудитории основаны на гипотезах и предположениях. Чем больше источников вы задействуете, тем точнее будет ваше вИдение. Вообще очевидно, что стоит как можно тщательнее изучить мотивы и проблемы потенциальных клиентов, прежде чем вкладывать время и деньги в их привлечение.
 
Один из способов узнать мнение аудитории – Яндекс.Взгляд. Инструмент, который автоматически проводит маркетинговые опросы пользователей с определенными характеристиками. Простой в использовании и недорогой по сравнению с другими методами исследования. В этой статье мы покажем, кому и чем он может быть полезен и как его правильно использовать.

Какие возможности дает Яндекс.Взгляд

Яндекс.Взгляд – это сервис, где вы можете создать онлайн-опрос для аудитории по конкретным интересам, местоположению и демографическим характеристикам.
 
Это может пригодиться практически на любом этапе разработки какого-либо продукта. Особенно это оценят компании, у которых нет штатных маркетологов и возможностей самостоятельно проводить масштабные маркетинговые исследования.
 
В самом начале вы сможете предварительно протестировать гипотезу на большой выборке, прежде чем тратить время и деньги на реализацию идеи. Допустим, гипотезу о спросе на новый продукт, целесообразности выхода на новый рынок и т.д. Или идеи по дизайну и технической стороне лендинга, на который вы собираетесь направлять платный трафик.
 
Когда пользователи уже стали клиентами, автоматизированный опрос дает возможность получить от них обратную связь. Наконец, в ходе изучения аудитории стоит постоянно обновлять знания о ней, так как предпочтения и интересы людей меняются. С помощью опросов можно строить и проверять различные гипотезы и формировать идеи по улучшению продукта и сервиса.

Как работает сервис Яндекс.Взгляд

Пользователи, на которых вы таргетируетесь, отбираются системой из 50-миллионной базы Яндекса по технологии Крипта (по ней же работает Яндекс.Директ). Вашу анкету увидят в рекламной видеосети Яндекса и на сайтах партнеров с ежедневной посещаемостью в десятки миллионов пользователей.
 
В видеороликах опрос может появиться, например, в плеере КиноПоиска в самом начале просмотра фильма. А в рекламной сети – на баннере. Допустим, в публикациях Яндекс.Дзена. Это выглядит примерно так:
 
Яндекс Взгляд – пример, как выглядит опрос
 
Участие в опросах добровольное. Предполагается, что если тема интересна пользователю, он запросто захочет ответить на пару вопросов. За каждую заполненную анкету, в которой он ответил на все обязательные вопросы, вы платите Яндексу. Подробнее о том, из чего складывается оплата, разберем позже в этой статье.
 
Увидят ваш опрос на площадках Яндекса только пользователи с характеристиками, которые вы указываете при настройке. Далее рассмотрим весь алгоритм – от создания опроса до настройки таргетинга.

Как создать опрос в сервисе Яндекс.Взгляд

1) Залогиньтесь в аккаунте Яндекса и перейдите в сервис Яндекс.Взгляд по ссылке;
 
2) Нажмите кнопку «Создать опрос»:
 
Яндекс Взгляд – кнопка создания опроса
 
На этой же странице есть вариант «Создайте опрос за меня». При клике по нему вы попадаете на форму оформления заявки для специалистов Яндекса, чтобы они взяли эту задачу на себя за плату:
 
Яндекс Взгляд – форма заявки на создание опроса
 
Но здесь мы рассмотрим, как это сделать самостоятельно. Поэтому жмите «Создать опрос» и переходите к следующему шагу.
 
3) Создайте опрос.
 
Варианта два. Выберите задачу, которую собираетесь решить с помощью данного опроса:
 
  • UX-тестирование
  • Анализ рынка
  • Оптимальная цена
  • Поведение пользователей
  • Анализ конкурентов
  • Концепция продукта
  • Выбор названия
  • Тест дизайна.
 
Либо создайте опрос с чистого листа.
 
Яндекс Взгляд – способы создания опроса
Для приведенных популярных задач в сервисе есть готовые шаблоны вопросов под часто используемые сценарии опроса. Просмотреть их можно, кликнув на нужную задачу. Например, вот вопросы для задачи «Поведение пользователей»:
 
Яндекс Взгляд – шаблоны опросов по популярным задачам
При клике на кнопку «Выбрать другие» отображаются еще варианты вопросов. Вы можете удалить из рекомендуемых варианты, которые вам не подходят нажатием на минус:
 
Яндекс Взгляд – удаление вопросов
 
 И добавить нужные варианты из дополнительных кликом на плюс:
 
Яндекс Взгляд – добавление дополнительных вопросов
 
Главное – уложиться в 4 вопроса, это максимум для Яндекс.Взгляда.
 
Когда вы определились с перечнем вопросов, нажмите «Перейти к редактированию».
 
Если ни один шаблон не подходит, выберите «Создать с чистого листа» – и сразу попадете на страницу создания вопросов.
 
4) Сформулируйте или отредактируйте вопросы.
 
Мы рассмотрим на примере опроса по шаблону. Задайте тип вопроса и настройки в зависимости от него.
 
Для числовой шкалы выберите величину баллов (максимум – 10) и по желанию добавьте опцию «Затрудняюсь ответить»:
 
Яндекс Взгляд – вопрос по числовой шкале
 
Для типов вопросов «Один из» и «Несколько из» настройте нужное количество вариантов ответа (максимум – 6). При необходимости добавьте вариант «Другое» и включите перемешивание ответов (чтобы респонденты не на автомате тыкали самый первый увиденный вариант, а вдумывались в суть вопроса).
 
Яндекс Взгляд – вопрос с одним вариантом ответа
 
Яндекс Взгляд – вопрос с несколькими вариантами ответа
 
Для всех вопросов напишите или отредактируйте текст. О том, что именно спрашивать у целевой аудитории, читайте в следующем параграфе статьи.
 
Если для понимания вопроса пользователям нужна наглядность, вставьте изображение кликом по такому значку:
 
Яндекс Взгляд – кнопка добавления изображения
 
Затем выберите нужный файл на компьютере с учетом ограничения по размеру 5МБ.
 
Важно! Добавляйте картинки только тогда, когда без них невозможно ответить на вопрос. В противном случае они просто будут отвлекать респондентов.
 
Для второго и следующих вопросов можно задать условия показа. Пользователю система предлагает ответить на них в зависимости от того, какой ответ он дает на предыдущий вопрос.
 
Допустим, вначале опроса вы хотите узнать, нравится ли пользователю ваш продукт. Если его ответ «Да», далее логично спросить, что именно нравится. Если «Нет», что не нравится и что нужно улучшить.
 
Задайте условие, нажав «Когда показывать вопрос».
 
Яндекс Взгляд – кнопка задания условия
 
Затем укажите, каким должен быть ответ на предыдущий вопрос (номер варианта ответа), чтобы пользователь следующим увидел этот вопрос:
 
Яндекс Взгляд – задание условия для вопроса
 
Для одного вопроса можно задать одно условие.
 
Примечание. Максимальное количество вопросов в опросе – 4, даже если некоторые показываются при определенном условии.
 
Когда вопросы готовы, осталось:
 
  • Сохранить черновик
  • Посмотреть, как они будут отображаться в окончательном варианте на разных устройствах (предварительный просмотр). Полезная функция, чтобы также убедиться, что вопросы показываются в правильной последовательности. Плюс можно отправить ссылку коллегам.
  • Указать электронную почту, на которую Яндекс пришлет вам ссылку на черновик и затем результаты опроса.
 
Яндекс Взгляд – сохранение черновика
5) Настройте таргетинг по демографии и / или по интересам.
 
По умолчанию в настройках демографии стоит самый максимальный охват.
 
Яндекс Взгляд – таргетинг по демографии
Вы можете ограничить его по полу, возрасту и географии, нажав на соответствующий признак:
 
Яндекс Взгляд – сужение таргетинга по демографии
 
Например, так:
 
Яндекс Взгляд – пример сужения аудитории по демографии и географии
По интересам – аналогично. Выберите по очереди все нужные категории:
 
Яндекс Взгляд – таргетинг по интересам
Внимание! Учитывайте, что если вы сужаете аудиторию респондентов, одна заполненная анкета будет стоить 20 рублей. При широком охвате (по умолчанию) – 10 рублей.
 
6) Укажите объем выборки (от 100 до 2 000) и название опроса, по которому вы легко найдете его в личном кабинете Яндекс.Взгляда:
 
Яндекс Взгляд – размер выборки и название опроса
Как определить достаточное количество респондентов? Исходите от общего объема целевой аудитории, задач и бюджета. Например, чтобы протестировать концепцию дизайна продукта на ранних этапах, достаточно 100-300 пользователей. А чтобы оценить популярность продукта в России, нужно как минимум 1 000 ответов.
 
7) Оплатите опрос и дождитесь окончания модерации.
 
Это занимает, как правило, не больше двух рабочих дней. Если всё в порядке, опрос запускается сразу же после проверки.
 
Статистика по анкетам обновляется в режиме реального времени.
 
Как долго будет показываться ваш опрос на площадках Яндекса, зависит от настроек таргетинга и количества заказанных анкет. Соответственно, чем шире аудитория и меньше выборка – тем меньше времени потребуется на сбор данных. По данным Яндекса, длительность проведения опроса – в среднем от 1 до 5 дней.

Как формулировать вопросы и что спрашивать

Во-первых, у Яндекса есть требования к опросам. На этапе модерации проверяется, соответствует ли им ваш опрос.
 
Среди требований – запрет собирать персональные данные пользователей, использовать опрос в рекламных целях, интересоваться мнением о политике, использовать внешние ссылки, нарушать политику конфиденциальности и интеллектуальные права и т.д.
 
Разумеется, под запретом все тематики, которые запрещены в Рекламной сети Яндекса – всё, что вводит в заблуждение, связано с мошенничеством, наркотиками, насилием, дискриминацией и т.д. Полный актуальный список требований вы найдете в справке сервиса Яндекс.Взгляд.
 
О том, что для проведения опроса нужна цель, вы и так в курсе – на этом внимание заострять не будем.
 
Чаще всего опрос – это способ проверить гипотезы.
 
Например, что после просмотра рекламы пользователи отдадут предпочтение вашему продукта, а не конкурентов. Или захотят еще купить ваш продукт, если уже покупали. Или если видели и помнят вашу рекламу. И так далее.
 
Вот простые, но важные рекомендации по составлению, которые помогут вам собрать максимально репрезентативные данные.
 
1) Порядок вопросов – от простых к сложным, чтобы респондент с большей вероятностью ответил на все.
 
2) Не злоупотребляйте открытыми вопросами. Во-первых, пользователям проще выбрать из вариантов, во-вторых, это усложняет обработку результатов.
 
3) Не делайте опрос чересчур сложным и времязатратным.
 
Протестируйте на реальных людях, сколько секунд займет участие. Если 30-60, упрощайте. Пользователи ценят свое время – цените и вы, если хотите получить от них нужную информацию и оставить положительные впечатления о вашей компании.
 
Также обратите внимание, насколько вопросы были понятными и логичными для испытуемых.
 
4) Задавайте объективные вопросы объективно, без качественных оценок и давления на респондента.
 
Например, чтобы узнать впечатления о сервисе, не стоит спрашивать «Что вы думаете о нашем приветливом персонале?» Такой вопрос заранее подталкивает к положительной обратной связи и не позволяет узнать настоящего мнения человека. Лучше сформулировать более нейтрально и по делу: «Как быстро вы получили ответ на вашу заявку ...?»
 
5) Составляйте грамотные с точки зрения логики вопросы. Если предполагается несколько вариантов, они должны охватывать все возможные ответы пользователей (чтобы подстраховаться, стоит добавить пункт «Другое»). В вопросах, где предполагается один вариант ответа, ответы не должны пересекаться – иначе это затруднит выбор.
 
6) В начале опишите кратко, зачем вы проводите исследование, что планируете улучшить, а в конце поблагодарите за участие.

Преимущества и недостатки сервиса

Вначале отметим, чем хорош сервис Яндекс.Взгляд.
 
Во-первых, это экономия времени благодаря простому процессу создания опроса и автоматизации проведения и обработки ответов.
 
Во-вторых, алгоритм Яндекса сам ищет нужную вам аудиторию по базе пользователей и площадки для показа.
 
В-третьих, опросы в Яндекс.Взгляд – дешевый способ проверить гипотезы и идеи на начальном этапе, прежде чем инвестировать в них.
 
Есть и недостатки, многие из них связаны непосредственно с опросом как методом сбора данных.
 
Главный – это риск получить недостоверные данные. Это происходит по многим причинам, например:
 
  • Всегда есть доля людей, которые тыкают ответы наугад, так как не хотят думать, или им не интересна тема.
  • Психология. Это проблема всех опросов. Например, на вопрос «Знакомы ли вы с технологией X?» скорее большинство людей ответит положительно, чтобы не показаться невеждами;
  • Люди банально могут перепутать название с продуктом конкурентов. Особенно если это что-то специфическое типа SaaS-продукта.
 
Погрешности в результатах неизбежны.
 
Еще один недостаток – непрозрачность в подборе аудитории. Вы не узнаете, кому именно и где Яндекс показывает ваш опрос. Только количество респондентов с разбивкой по вариантам ответов.
 
Наконец, опросы уступают, к примеру, глубинным интервью в полноте получаемой информации, из-за ограниченного количества вопросов и формы передачи информации (онлайн). Поэтому будет лучше использовать опрос в комплексе с другими методами.
 
Допустим, на этапе проверки гипотезы вы выясните с помощью опроса, кто ваши потенциальные клиенты и что для них важно. А затем уже организовываете личные интервью с представителями целевой аудитории.
 
И напоследок – рекомендация по тому, когда стоит запускать опрос в Яндексе. Не спешите делать это сразу же, как только пришла идея в голову. Корректность ответов зависит от того, насколько грамотно и детально вы продумаете вопросы. А главное – знаете ли вы заранее, как использовать полученные ответы.
 
Чем конкретнее вопрос, тем больше практической пользы от него.
 
Допустим, что нам с того факта, что для малого бизнеса вести самостоятельно бухучет – является проблемой? Да, возможно, это и так, но они продолжают искать штатного бухгалтера или «волшебную программу», которая сама сводит дебет с кредитом. А готовы ли они рассматривать аутсорсинг как способ решения этой проблемы?
 
Люди в принципе не любят заполнять формы и анкеты. Так что если вам всё-таки удалось привлечь внимание – задавайте сразу конкретные вопросы по делу, чтобы получить полезную информацию.
 
Успехов!