Психография в продажах: почему покупают ваши клиенты и как на это влиять
Психография – это изучение интересов, действий, мнений целевой аудитории. Иногда ее так и называют – анализ IAO (interest, actions, opinions). Причем анализ поведенческий, а не на основе статистических данных. Это непривычно для маркетологов, привыкших полагаться на конкретные цифры.
В составе методики девять аспектов:
Виды деятельности
То, чем пользователь любит заниматься. Его хобби. Спортивные увлечения. Занятия, формирующие образ жизни.
Интересы
Области, к которым клиент проявляет регулярный интерес. Экология? Спортивные новости? Политика? Семья и отношения?
Мнения
Каких взглядов он придерживается? Убежденный вегетарианец? Консерватор? Борец за защиту окружающей среды?
Поведение
Как человек действует в определенных ситуациях, как реагирует на различные стимулы. Хороший пример – разделение покупателей на несколько типов – гуманистические, методические, спонтанные, конкурентные. Они по-разному принимают решения о покупке.
Привычки
Вещи, от которых людям трудно отказаться. Кто-то, например, любит каждый вечер смотреть телевизор. Кто-то не может обойтись без музыки на прогулке или в общественном транспорте. Все это – важные штрихи к портрету потребителя.
Стиль жизни
Дело не только в том, что типичную домохозяйку и типичного гика интересуют разные наборы товаров. У них и жизненные ценности различаются, а потому они и на одни и те же образы в рекламе будут реагировать по-разному.
Отношения
То, как человек воспринимает те или иные вещи. Не всегда это отношение строго отрицательное или положительное. Но оно всегда есть. К примеру, модные дизайнерские вещи или аксессуары одних могут восхищать, у других – вызывать недоумение.
Ценности
Вещи, которые клиенты сознательно или неосознанно считают важными, дорожат ими. Например, семейные ценности, патриотические чувства, уважение к старшим, защита окружающей среды.
Когнитивные предубеждения
Убеждения на основе знаний и прошлого опыта. Например, ваши клиенты могут воспринимать как данность, что в интернет-магазине должна быть бесплатная доставка или подарочные сертификаты.
По этим девяти аспектам можно сделать психографический портрет пользователя. Это позволит таргетировать маркетинговые активности в зависимости от предпочтений и особенностей восприятия аудитории. В этом сила психографики: всегда проще понравиться человеку, которого вы хорошо знаете.
В чем разница между психографическими и демографическими данными?
Эти данные, действительно, во многом похожи. Обе модели описывают целевую аудиторию от частного к общему.
Если демография показывает, кто ваш клиент, то психография помогает понять, почему ваш клиент действует именно так. Первый подход помогает искать клиентов, второй – выяснить, почему люди покупают или не покупают ваш товар.
К примеру, американский бренд одежды Gap однажды решил обновить свой логотип:
Что? Второй вариант вам не встречался? Неудивительно. Очень скоро компания вернулась к старому.
Маркетологи Gap совершили фатальную ошибку – запустили изменения, не учитывая психографические характеристики своих клиентов. А это люди, предпочитающие стабильность. И смена логотипа в данном случае – серьезный удар по связи с брендом.
Обратный пример – компания Red Bull. Вот уж кто отлично знает, на кого ориентируется, и последовательно продвигает свой бренд с помощью эффектных маркетинговых ходов. Один прыжок из стратосферы чего стоит! Поклонники экстрима и активного образа жизни его точно оценили.
Резюме
Психография, особенно в сочетании с другими инструментами, помогает достигать невиданных высот в продвижении продукта.
Закономерный вопрос: как собирать данные? В помощь – опросы, интервью, аналитика поведенческих факторов. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Высоких вам продаж!
Реклама в Twitter: 6 кейсов Статья
Расширения в контекстной рекламе Google Ads: 10 основных видов Статья
Маркетинговое послание: что, для кого и зачем Статья
Проверяем, есть ли монетизация контента на Рутубе на 2024 год Статья
«Да ну, фигня какая-то!», или как правильно написать промт, чтобы получить качественный SEO-текст. Показываю на реальном примере Статья
Сколько зарабатывают арбитражники трафика в разных нишах Статья
Идеальная формула продвижения инфопродуктов от клиента Vitamin.tools: читаем и внедряем в своих проектах Статья
Как расширить охват просмотров вашей кампании в ВК Статья
Все про дейтинг вертикаль в CPA маркетинге Статья