Как продавать вредным клиентам
Эксперты выделяют четыре типа покупателей: конкурентный, спонтанный, методический и гуманистический. Они отличаются скоростью принятия решений и критериями выбора – логика или эмоции.
Методический покупатель – тот, что не спешит с выбором и опирается исключительно на факты и логику. Да-да, те самые перфекционисты и зануды, которые могут довести до обморока любого продавца-консультанта. Яркий пример – Шелдон Купер, персонаж сериала «Теория большого взрыва», чья дотошность и внимание к мелочам возведена в абсолют. Или новый Шерлок Холмс в исполнении Камбербетча.
Продавать вредным клиентам – задача не из легких. Но если вам это удастся – считайте, что вы приобрели ярого фаната. Так что игра стоит свеч.
Осталось только разобраться, как в нее играть.
Чтобы понять методических покупателей, попробуем применить против них их же оружие. Прежде, чем купить какой-то товар – особенно дорогой – они проводят тщательное расследование. Изучим и мы, чем этот тип покупателей отличается от остальных.
Они проводят предварительные исследования
Сам процесс покупки они воспринимают как серьезное мероприятие, связанное со сбором информации, сравнением вариантов и выбором оптимального решения. Для таких людей, скажем, выбор нового автомобиля – это целый проект.
Впрочем, информацию в тех или иных масштабах собирают почти все. По данным Acquity Group от 2014 года, 94% В2В-покупателей перед покупкой изучали сведения о выбранном продукте. А Retailing Today сообщает, что среди покупателей В2С-сегмента таких немногим меньше – 81%.
Однако методический покупатель не просто ищет подробности. Он копает куда глубже.
Большинство людей интересует описание товара и его цена. Наш персонаж подробно изучает и условия гарантийного обслуживания, и политику обмена и возврата, и особенности эксплуатации – в общем, весь мелкий шрифт.
Они неторопливы в принятии решений
Для этого типа важен сам процесс выбора. А что такое процесс? Как гласит Википедия, это «совокупность взаимосвязанных действий». И в этом вся соль. Методический покупатель будет неумолимо следовать четкой процедуре, поскольку, боится «сбиться с пути» и принять неверное решение.
Эти люди не терпят спешки. Их бесполезно соблазнять обещаниями сиюминутной выгоды – они не делают спонтанных покупок. И это требует времени, порой немалого. По данным все тех же Retailing Today, на принятие важных решений – таких как покупка мебели или автомобиля – данному типу покупателей требуется в среднем 79 дней.
Они принимают решения самостоятельно, но могут советоваться с друзьями
По результатам исследования ODM Group, 74% потребителей в выборе продукта полагаются на мнения друзей в соцсетях. И методические покупатели не исключение. Они тоже используют отзывы как источник информации.
Однако есть важная особенность в том, как они их используют.
Скажем, конкурентные или спонтанные покупатели могут просто выложить в ленту фотографию товара, который собираются купить, и спросить мнения на этот счет. Им достаточно будет простого одобрения.
Методическому покупателю одобрение не нужно. Ему нужна конкретная информация. Он постарается найти людей, которые уже покупали этот продукт, и завалит их вопросами.
Например:
- Сколько времени заняло оформление сделки?
- Были ли какие-то скрытые расходы?
- Обращались ли вы уже в техподдержку?
- Сколько вы уже пользуетесь этим продуктом?
- Испытывали ли вы проблемы с ним за это время?
- А можно мне подъехать и посмотреть самому?
Второе отличие – в том, что вредный клиент в итоге все равно принимает решение сам. Информация из соцсетей лишь помогает укрепить собственное мнение.
Они изучают ВСЮ информацию
Вспомните, когда вы в последний раз читали инструкцию к лекарственному препарату. Методический же покупатель – уж будьте уверены – изучит все пункты, вплоть до побочных эффектов, противопоказаний и условий хранения.
Они хотят сделать идеальный выбор
Будем откровенны – дотошных клиентов не любят. Но важно понять, что все их вопросы и копание в мелочах – не от придирчивости или недовольства. Для такого типа людей жизненно важно сделать лучший выбор из всех возможных. Ради этого они готовы потратить больше времени, и не успокоятся, пока не будут уверены, что нашли идеальный вариант.
Так помогите ему сделать идеальный выбор.
Как это сделать?
- Предоставляйте максимум информации о продукте. Подробные описания. Обзоры в блогах. Ответы на часто задаваемые вопросы. Диаграммы, графики, таблицы со статистикой. Чем больше, тем лучше.
- Побольше деталей. Например, подробные технические характеристики товара.
- Предъявляйте доказательства. Если приводите какой-то факт, указывайте источники.
- Рассказывайте не о пользе вашего продукта, а о его особенностях. Это верный путь привлечь внимание методического покупателя. Он и так прекрасно знает о пользе продукта. Его интересует, почему он должен выбрать именно ваше предложение, а не кого-то из конкурентов.
- Ссылайтесь на результаты исследований.
- Убеждайте логическими доводами, а не эмоциями. Никаких веселых картинок и слоганов. Только факты и доказательства.
- Используйте сдержанный тон. Особенно при обсуждении преимуществ и особенностей продукта. Вредные клиенты терпеть не могут, когда товар расхваливают.
- Покажите «кухню» вашего проекта. В первую очередь при продаже сложного оборудования. Расскажите о тонкостях производства, кто поставляет комплектующие и так далее.
- Проработайте страницу «О компании». Многие подходят к ней формально, но методические клиенты обязательно прочитают.
- Будьте готовы ответить на вопросы. Предусмотрите быстрые способы связи (онлайн-консультант).
Вместо заключения
Да, методическим покупателям трудно угодить. Но вспомните, о чем мы говорили в начале статьи. Такие люди очень долго ищут идеальный вариант, но уж когда они его нашли – это любовь на всю жизнь. Более лояльного клиента найти сложно. Поэтому дайте им все, что они хотят – информацию, время, возможность объективного сравнения вариантов – и они будут приходить к вам снова и снова.
Высоких вам продаж!
Скорая помощь при выгорании аудитории Статья
Как сделать лендинг: простая схема от идеи до запуска Статья
14 видов ретаргетинга Статья
[КЕЙС] Модульные бани премиум класса через квиз и Я.Директ в МСК Статья
Проверяем, есть ли монетизация контента на Рутубе на 2024 год Статья
Как маркетологу пробить свой потолок дохода Статья
Как провести технический аудит сайта: чек-лист с полезными сервисами от SEO-специалиста Статья
Проверяем, есть ли монетизация контента на Рутубе на 2024 год Статья
Что делать, когда стандартные подходы не работают: как мы увеличили число конверсий в 20 раз и сократили CPL на 95 % Статья