Всё для рекламы
и про рекламу
Навигация по статье
Что важно Этап 1: Определите цель Этап 2: Привлекайте правильных участников Этап 3: Выберите формат Этап 4: Сформулируйте задачи / сценарии Этап 5: Составьте вопросники Этап 6: Проведите пробный запуск Этап 7: Фиксируйте результаты Кейс: юзабилити-тест в действии Заключение
Маркетинг

Алгоритм юзабилити-тестирования

30292
Юзабилити-тестирование покажет, насколько удобно пользователю находить информацию и совершать действия на сайте. Это позволяет на полпути понять, что делать дальше – оставить дизайн прежним или дорабатывать.
 
Малейший промах может провалить тест. В этой статье вы узнаете, что учитывать на каждом этапе тестирования.

Что важно

Любой тест уникальный по цели и задачам. Однако есть и общие моменты, которые стоит прояснить в самом начале:
 
  • С чего начинать?
  • Какие этапы нужно пройти?
  • Как не упускать важные детали?
  • Какие ловушки придется преодолеть?
  • Как получать валидные и значимые данные?
 
В планировании поможет следующий алгоритм.

Этап 1: Определите цель

Сформулируйте четкий результат исследования и решите, какие данные для этого лучше собрать.
 
Тест может включать общие вопросы:
 
  • Какая навигация улучшает пользовательский опыт?
  • Как посетители взаимодействуют с приложением / сайтом?
 
Или специфичные:
 
  • Что мешает пользователям совершать целевое действие на сайте?
  • Что при оформлении заказа привлекает внимание?
 
Однако чем больше вопросов в программе исследования, тем шире поле для ошибок в интерпретации. Спрашивайте только то, что помогает в достижении цели.

Этап 2: Привлекайте правильных участников

Это посетители сайта и целевые пользователи.
 
Выясните, кто пользуется текущей системой, и решите, на каких потенциальных клиентов вы рассчитываете.
 
Определите число участников. Обычно от 3 до 8. Чем их больше, тем больше ошибок юзабилити можно выявить. Так выглядит эта зависимость:
 
Юзабилити тестирование – соотношение участники теста - проблемы юзабилити
 
Рекомендуемое количество – 50-150 человек.

Этап 3: Выберите формат

Персональное юзабилити-тестирование

Оно хорошо тем, что позволяет считывать язык тела и оценивать поведение людей в реальной жизни.
 
  • Молчаливый наблюдатель: вы стоите рядом с пользователями, не контактируете с ними, а анализируете их поведение и то, как они справляются с задачами.
  • Метод мыслей вслух: участники описывают все, что делают и думают по ходу. Это дает четкое вИдение, что примерно происходит в умах посетителей.
  • Метод синергетического взаимодействия: два пользователя выполняют задания вместе и помогают друг другу. Вы им не подсказываете и оцениваете, как они преодолевают трудности при работе с сайтом.

Удаленное юзабилити-тестирование

Это альтернатива персональному тестированию, которая экономит вам время и деньги. Пользователи совершают задачи, где и как им удобно.
 
  • Модерированное: вы взаимодействуете с участником онлайн.
  • Немодерированное: вы не можете задавать ему вопросы и вообще как-либо вмешиваться.

Этап 4: Сформулируйте задачи / сценарии

Вот два вида задач:
 
  • Открытые / исследовательские: как правило, более широкие, ориентированные на исследование. Этот тип предполагает более одного ответа, и ответы у всех пользователей разные. Вы даете участникам минимум информации о выполнении.
  • Закрытые / специфические: более узкие и ориентированные на цель. Они ограничивают масштаб исследования и приносят более точные результаты.
 
Важно найти золотую середину. Как это сделать?

Требования к задачам

  • Задача ≠ вопрос

Почему? Нет никакой пользы от вопросов с предсказуемыми или «от балды» ответами.

  • Конкретные формулировки

Не оставляйте пользователей в неведении, что им делать и какой следующий шаг.

При этом не фокусируйтесь на мельчайших и незначительных деталях, освещайте только те стороны системы, которые важны для вас.

  • Избегайте инструкций

Вдаваться в другую крайность и давать указания, как правильно пройти тест, тоже не нужно. Вместо достоверных результатов вы получите то, что сами ожидаете, а какой тогда смысл в тестировании?

  • Создайте условия, близкие к реальным
Так вы получите честное мнение пользователей о системе: что они думают, как преодолевают сложности и что в итоге из этого получается.

Этап 5: Составьте вопросники

Есть два основных типа вопросников для юзабилити-тестов.

Предварительные вопросники

Они содержат 7-10 вопросов, которые дают релевантную информацию о посетителях – возраст, пол, образование, убеждения и т.д. Важно, чтобы они напрямую относились к пользователям, цели и объекту тестирования:
 
Как часто вы покупаете онлайн?
 
  • Никогда;
  • Покупал(а) 1-2 раза в прошлом году;
  • Примерно 3-7 раз в год;
  • Регулярно (укажите, как часто).
 
Вы оцениваете, как эффективнее вовлечь целевую аудиторию и от чего это зависит.

Послетестовые вопросники

Эти вопросы помогают понять впечатления участника, которые он получил в ходе тестирования. Попросите рассказать, просто или сложно ему было использовать систему, вдохновил или разочаровал его этот опыт.
 
Пример:
 
Как вам приложение?
 
  • Легко использовать;
  • Сложно использовать.
 
Пожалуйста, объясните, почему вы так считаете? (открытый вопрос).

Этап 6: Проведите пробный запуск

«Репетиция» исследования помогает оценить готовность, выявить и устранить проблемы на раннем этапе.
 
Пилотный тест покажет, сколько времени выделить на каждую задачу. Если их много, отсортируйте по важности и релевантности для главной цели.
 
Попробуйте сами или попросите коллег предварительно пройти тест. Один или два пробных участника – более, чем достаточно, чтобы обнаружить грубые ошибки и подготовиться к реальному эксперименту.
 
Если пилотный запуск успешный, он также дает полезные, а порой неожиданные открытия.
 
Важно! Привлекайте пользователей, которые не знакомы со всеми нюансами системы, которую вы тестируете.

Этап 7: Фиксируйте результаты

Универсального метода анализа данных нет. Выберите то, что работает для вас.
 
Резюмируйте, с какими трудностями столкнулись пользователи и сделайте выводы. Можно разбить проблемы по категориям, оценить по серьезности или важности. Определите, над какими стоит работать в первую очередь, а какие вычеркнуть из списка.
 
Далее – пример юзабилити-теста для крупного интернет-продавца решений в области цифровой фотографии.

Кейс: юзабилити-тест в действии

Цель: ответить на вопросы и изменить нужные разделы сайта:
 
  • Просто ли найти конкретный продукт на странице?
  • Насколько просто создать его по своим пожеланиям и добавить в корзину?
 
Участвовали 6 пользователей.
 
Формат: метод мыслей вслух.
 
Сценарий: им предлагали создать подарок для ребенка – коллаж из фотографий для украшения спальни.
 
Задачи:
 
  • Выбрать нужные снимки;
  • Создать 3 варианта;
  • Добавить их в корзину;
  • Создать открытку для ребенка с помощью данных фотографий;
  • Завершить покупку.
 
Опросник и основные комментарии участников
 
1) «Как вы оцениваете ваш опыт взаимодействия с сайтом?»
 
5 пользователей из 6 дали положительные ответы.
 
2) Что больше всего разочаровало на сайте?
 
  • Проблемы функциональности;
  • Глючность сайта;
  • Медленная скорость.
 
3) Что больше всего не понравилось в работе конструктора?
 
  • Навигация;
  • Нет подсказок и индикаторов процесса;
  • Трудно найти кнопку CTA (призыва к действию).
 
4) Что в первую очередь стоит улучшить?
 
  • Расширить опции дизайна и фильтров;
  • Сделать прозрачными следующие шаги.
 
Тестирование выявило проблемные области:
 
  • Функциональность конструктора;
  • CTA «Добавить в корзину» и «Сохранить проект»;
  • Путь пользователя.

Заключение

Чтобы тест прошел без проблем и неприятных сюрпризов, запустите его в пилотном режиме. Это также возможность оценить время на задачи и выяснить, понятны ли они аудитории.
 
И не забывайте: от того, насколько тщательно вы подготовили исследование, зависит валидность и значимость его результатов.
Хотите тоже написать статью для читателей Yagla? Если вам есть что рассказать про маркетинг, аналитику, бизнес, управление, карьеру для новичков, маркетологов и предпринимателей. Тогда заведите себе блог на Yagla прямо сейчас и пишите статьи. Это бесплатно и просто
Опубликовано редакцией Yagla
30292
1
Читайте ещё статьи по этой теме

Маркетинговый анализ аудитории перед созданием продающего контента Статья

Привет, друзья!Меня зовут Надежда Богданова, я копирайтер-маркетолог, специалист по текстам для лендингов. Еще весной обещала рассказать, как я это делаю…Речь про маркетинговое исследование и анализ для создания продающих текстов.2

Как сделать аудит сайта своими руками Статья

Мотивирует ли ваш сайт целевого пользователя, перешедшего с контекстного объявления, на заявку / покупку, или наоборот побуждает к «бегству»? Ответ на этот вопрос дает аудит сайта. Привлекать специально обученного человека для этой задачи – немалые затраты и зачастую непредсказуемый результат.

Как отслеживать источники трафика в онлайне: все виды меток Статья

Чтобы контекстная реклама приносила заявки и прибыль, мало просто её настроить и забыть. Надо постоянно отслеживать кампании и доводить их до ума.
Написать комментарий
Свежее

Сеошное фаталити: кейс по продвижению сайта сети компьютерных клубов с нуля до 10К + визитов в месяц Статья

Что общего между ачивками, спидраном и 12-летним экспертом по компьютерным играм? Все это мы с успехом использовали для продвижения сайта сети компьютерных клубов. И добились отличных результатов: рост трафика в 19,5 раз, конверсий — в 42,5 раз.

Как качественно работать в сфере нутра арбитража и какие офферы лучше выбирать? Статья

Нутра арбитраж – это один из самых прибыльных и стабильных способов заработка на привлечении трафика. В этой вертикали арбитражники работают с продуктами для здоровья и красоты, такими как БАДы, средства для похудения, улучшения потенции, витамины и косметика.

Будущее медицины: как АО «Навигатор» внедряет ИИ и MR для повышения качества медицинской помощи Статья

В последние годы медицина претерпевает значительные изменения благодаря внедрению передовых технологий, таких как искусственный интеллект (ИИ) и смешанная реальность (MR). В АО «Навигатор» мы нацелены на использование этих инноваций, чтобы сделать медицинское обслуживание более качественным и доступным для пациентов.